Где я только не была с этой проблемой — бегаю по юристам, чтобы проконсультироваться. Мы, пенсионеры, не хотим брать кредит. Мы просто не можем потянуть кредит по два евро с квадратного метра. Но инициативная группа нас не слышит. Была я сегодня у юриста по квартирным товариществам: длиннющая очередь, и у всех свои вопросы. У кого-то что-то не так построили, но у многих проблемы такие же, как у нас — люди не знают, как считать доверенности.

То есть ты понимаешь, как считать, но потом председатель идет по квартирам и собирает подписи. А там бабушка 86 лет, она поставила подпись, где ее попросили. И она сама не понимает, что подписала, хотя против реновации. Что, мне с нее еще одну доверенность брать, но уже против? В прошлом году по уставу можно было иметь пять доверенностей на руках, а сейчас только две. Когда успели изменить? Я потому и пошла к юристу — казалось бы, простые вопросы, но люди не понимают, что происходит.

Закон о квартирных товариществах сейчас поменялся, но все равно достаточно, чтобы проголосовал 51% жильцов. А как же остальные 49%? Должно быть хотя бы 75%. Все-таки вопрос не в замене трубы, а в обязательствах на 20 лет! Это означает, что я на 20 лет окажусь в кредите, который, я уже говорю, не могу платить. И остальные в этих 49% тоже говорят, что не могут платить. Нам говорят — не можете платить, продавайте квартиру. Куда я из мустамяэской панельки съеду? Это какой-то геноцид, тебя ставят перед фактом. Ты говоришь, что не можешь платить, а тебе говорят, что это твои проблемы, потому что ты не можешь заработать необходимую сумму.

Многие живут в панельных домах, у многих товарищества. Как бы этот закон изменить? Где-то его приняли, а ты оказываешься в заложниках. Я понимаю, что нельзя жить в неотремонтированном доме. Но он у нас отремонтирован! И крышу поменяли, и за батареи кредит еще выплачиваем… В общем, у нас нормальный дом, потихоньку делаем ремонт. И сейчас мы не против утепления. Но мы говорили, что должно быть не больше одного евро с квадратного метра. Получили проект, а там два. Мы говорим, что не потянем, а нам отвечают, что надо успеть подать, пока Kredex дает деньги.

Сейчас все проголосуют, а что дальше? Ладно мне 57 лет. А что делать соседкам, кому 85, 89 лет? Они одинокие пенсионеры, что они будут делать? Если они не смогут платить, получается, их выселят? Это же ненормально.

Все журналы про товарищества говорят о том, что надо проводить реновации, все выступают за ремонт. Я с этим согласна. Но просто реновация даже с 30% от Kredex — дорогое удовольствие. Если просто утепление делать, то это еще нормально по цене, а если еще принудительную вентиляцию, солнечные батареи на крышу, замену окон… сумма возрастает настолько, что, даже если нам дадут 30%, наши 90 квартир должны платить по 1,98 евро с квадратного метра на протяжении 20 лет.

Я уже понимаю, что не смогу это оплачивать. Предположим, я сейчас найду дополнительную работу в свои 57 лет, буду где-нибудь убирать. Но что я буду убирать в 75 лет? Это и дураку понятно, что эту квартиру я не потяну. То есть у меня только один вариант — продавать? А если я перееду, где гарантия, что там председателю не придет в голову реновировать дом? И я такая не одна! Может быть, как-то людям надо объединиться, делиться своим опытом, мнениями, вместе выступать за изменение закона? Я уже не знаю, что делать.

Ирина Маркова, Таллинн

Поделиться
Комментарии