Снаружи дом — конфетка: необычный дизайн, темно-зеленые стены и видеокамера у главного подъезда. Правда, в десятке шагов от него дышат воздухом несколько помятых личностей с физиономиями алкашей со стажем, а кодовый замок, похоже, играет роль еще одного элемента дизайна. Потому что дверь открывается без всяких усилий. Жильцы утверждают, что это обычное явление.

Четверо жильцов из инициативной группы проводят для меня небольшую экскурсию по зданию, взяв предварительно обещание не называть их настоящих имен, потому как в противном случае городские власти могут отказать в заключении очередного арендного договора на пять лет, а кое-кто из соседей запросто "разберется" с недовольным в темном углу.

В вестибюле, где первые два года стоял стол консьержа, проверявшего документы, теперь пусто. Года два назад сменилась охранная фирма¸ хотя предыдущей жильцы были вполне довольны. У новой фирмы — K-group — другой почерк. Теперь охранники круглосуточно сидят в подвале, смотрят в видеокамеры, которые должны охранять и парковки, и дворы трех окрестных муниципальных домов, и их внутренние помещения общего пользования.

"Что они делают там на самом деле — одному Богу известно, — говорит сопровождающая меня Вера. — Из металлических ручек на входных дверях осталось едва ли половина — остальные украдены. Бывший охранник как-то видел, как жилец с первого этажа эту ручку на базаре продавал. Исчезли стопперы с внутренних коридорных дверей и перила около лифта, восемь ковриков, впитывающих воду, а в пяти пустующих квартирах ночуют всякие темные личности. Однажды прохожу мимо: дверь — настежь, а на полу — то ли человек, то ли труп. Вызвали полицию, оказалось, наркоман в отключке".

Ночной пожар

"В случае пожара мы все — как в капкане", — говорят здешние обитатели и в доказательство своих слов ведут меня мимо лифтового отсека в длиннющий коридор, куда выходят двери всех тридцати квартир первого этажа. Как в дешевой гостинице. А выходных дверей отсюда всего две: одна — на улицу, другая — во двор. На двери черного хода замок наполовину раскурочен — без ключа не откроешь.

"Это чуть не стало роковым для моих двоих малолетних детей во время ночного пожара, — говорит Райво. — Полыхнуло после половины первого ночи. Видимо, заклинило вентиляционную систему между четвертым и пятым этажами. Осветило все, как в ясный полдень. Моя жена спросонья схватила маленьких детей и, в чем была, помчалась с ними к черному ходу. А там замок заело: без ключа не открыть. Как в мышеловке оказались. Хорошо, соседи помогли дверь высадить. Пожарные, спасибо им, были на высоте — примчались минут через пять и быстро сделали свое дело. А то бы мои дети ночью под дождем воспаление легких схватили. Две квартиры пострадали от огня и от воды при тушении. Но самое печальное, что специалисты из пожарного департамента предрекают, что в следующий раз вспыхнет где-нибудь в кухонном вытяжном шкафу, потому что оборудование там поставили самое примитивное. Проигнорировав пословицу: скупой платит дважды".

Картинка с натуры

Выходим снова в вестибюль и едва не сталкиваемся с живописным субъектом мужского пола с сумасшедшими глазами на вконец испитой физиономии.
- Зачем пришел? Ты здесь не живешь!- обращается к нему Таня из инициативной группы.
- Не живу, — соглашается пьянчуга, стараясь удержать равновесие.
- Откуда у тебя ключ?
- Олег дал. Ему плохо. Он без меня пропадет.
- А Олег здесь прописан?
- Не прописан. Прописана Нина.
- А она здесь живет?
- Нет. Она купила квартиру. А вы, что, против того, чтобы люди квартиры покупали?

Субъект прошмыгнул в коридор первого этажа, но Райво незаметно вытащил у него из кармана "финку".
- Это зачем? Колбасу резать?
- И колбасу тоже.

Только сдав этот живой "экспонат" охраннику, мы с представителями инициативной группы сообразили, что логичнее было бы вызвать полицию. Впрочем, Инга с Верой тут же пришли к заключению: "Все равно не приедут. Они в наш дом выезжают только в крайнем случае".

Не отказывают, но и не помогают

О своих проблемах члены инициативной группы не раз говорили на общих собраниях жильцов в присутствии управляющего из Kodu Haldus AS Юрия Жукова. Просили, чтобы охранника посадили у входа для предупреждения воровства и сдачи квартир в поднаем теми, у кого, кроме этого жилья, есть еще дача в Вяэна или хутор в Рапла. Но управляющий, по их словам, каждый раз делает вид, что слышит об этом впервые. В курсе их проблем и городские власти. Члены инициативной группы обращались и к чиновникам городского жилищного департамента, и к вице-мэру Тойво Аасу¸ и к председателю городского собрания Тоомасу Витсуту. Все они согласно кивают, обещают разобраться. И охранников пересадить, и сделать вход по магнитной карточке. Но воз и ныне там.

Между тем, жильцы не устают доказывать, что для сохранности здания его следовало бы не сдавать на управление фирме, которой на его состояние наплевать, а разрешить приватизировать квартиры самим жильцам, как это обещал нынешний мэр на собраниях во время предвыборной кампании в местные органы власти.

"Мы поверили, — говорят Вера, Таня и Райво. — А когда в последний раз наша Тийу c третьего этажа звонила в жилищный департамент насчет того, что в пустой квартире крутятся подозрительные личности, чиновница ей ответила: "Не нравится — уходите!"

Поджог исключается

Пресс-секретарь пожарно-спасательного департамента Тоомас Викс сообщил редакции, что вызов в муниципальный дом на Эрика, 9 был зафиксирован в 13 апреля в 0 часов 42 минуты в связи с возгоранием в вентиляционной шахте. Ни о каком поджоге речь не идет. Причина — техническая неисправность.

Откровения управляющего

- Я знаю, что там много проблем, — говорит управляющий домом Юрий Жуков из Kodu Haldus AS. — Однако воровство и вандализм случаются и в домах, где живут собственники, объединенные в квартирные товарищества. На Эрика, 13 человек потерял ключ от подъезда и вместо того, чтобы попросить новый ключ, взломал дверь подъезда, замена которой стоит 3000 крон. Жильцы муниципальных домов из-за своего статуса чувствуют себя ущемленными. Однажды на общем собрании они пытались убедить меня, что я обязан пробивать для них приватизацию, не понимая, что это политическое решение из разряда тех, что принимаются только на Тоомпеа.

О пустующих квартирах знаю. Только таких не пять, а две — 317-я и 214-я. Хозяин одной из них в тюрьме, а другой уже два года скрывается на Сааремаа. Его долг по квартплате на сегодня составляет более 50 тысяч крон, но мы не можем выселить его, так как не удается вручить ему повестку. Только 5 декабря мы смогли выселить Орлову, которая пять лет не платила за квартиру. Ее долг на момент выселения составлял 92 000 крон. А все потому, что следовало пройти все инстанции и переждать необходимые сроки. Кстати, если бы за время расследования она заплатила хотя бы 3000 крон, мы бы вообще были бессильны. Cо второй попытки нам удалось выселить Пийсаар. А тем временем порядочные люди, действительно нуждающиеся в муниципальном жилье, годами стоят в очереди. Что касается пожара, то ущерб, по предварительным данным, составил 200 — 300 тысяч крон. Его возместит страховая фирма.

Почему у нас вентиляция была не в порядке? Когда 18 вентиляторов на одном доме работают круглогодично уже пять лет, то однажды может заклинить. Там не совсем удачная конструкция — на крыше их целый лес. Но за их обслуживание отвечает специализированная фирма Are Eesti AS. Кстати, они проверяли этот дом совсем недавно.

В режиме ожидания

- О пожаре на Эрика, 9 знаю, — сообщил нам зав. отделом жилищного хозяйства управы Пыхья-Таллинна Аллар Овийр. — А насчет организации охраны и прочих проблем надо обращаться прямиком в городской жилищный департамент, которому дом принадлежит напрямую. Мы можем только передать им информацию.

В Таллиннском жилищном департаменте выяснилось, что отвечающая за этот участок Майре Раннасте будет только на следующей неделе. Помимо нее, информацией никто не располагает.

Какое решение проблемы предлагает эта чиновница, мы обязательно сообщим читателю. Надеемся также узнать, что думает о причинах ночного пожара директор по обслуживанию Are Eesti AS.

Поделиться
Комментарии