Обычная пятиэтажка в Копли. Стандартная ”хрущевка”. Заплаканная женщина, которая пять дней назад при загадочных обстоятельствах потеряла своего младшего сына.

”Это был последний день каникул, — начинает свой рассказ Оксана. — Я пришла с работы, уже простывшая, заварила себе ”Терафлю” и легла спать. Когда проснулась, Миша играл на компьютере. Ближе к вечеру я попросила его собрать портфель и написать расписание. Он сказал, что уже все сделал. Затем сходил погулял с собакой. Я ему тем временем сварила пельмени, положила на тарелку — ровно 25 штук. Он очень любил точность, должно было быть именно 25 штук — ни больше, ни меньше. Он всегда их пересчитывал”.

На часах было уже начало одиннадцатого, когда Оксана стала Мишу торопить: мол, завтра в школу, пора уже спать ложиться, иди помойся.

”Он не хотел, — вспоминает Оксана. — Я стала подшучивать, что скажут одноклассники, когда в понедельник в школу придет немытый Мишка. Он залез в душ, я ему включила воду — у нас газовая колонка, и сразу теплая не получается: сначала холодная, потом горячая, потом снова холодная. В общем, надо было сначала воду спустить. Принесла ему чистое белье. Затем пошла на кухню, чтобы заварить себе ”Терафлю”.

Равнодушие, сострадание и цинизм

Оксана спокойно поставила чайник, выпила лекарство.

”Затем вдруг посмотрела на часы, было уже 22:50, — вспоминает она. — Миша мылся уже полчаса. Я решила поторопить сына, открыла дверь, которая разделяла кухню и прихожую, и поняла: случилось несчастье…”

Тут надо отметить, что в квартире, где живет Оксана, в кухне полы выше, чем в коридоре.

”Я открыла дверь и наступила в воду! Вода была везде… Я стала стучать в дверь ванной комнаты, но Миша не открывал. Тогда я побежала в кладовку, где у мужа хранились инструменты, схватила первое, что попалось, — это была телескопическая трубка, чтобы красить потолки, — прибежала обратно и стала бить ею по двери. Кричала Мише, чтобы он открыл… Я думала, он уснул”, — вспоминает тот ужасный вечер Оксана.

Поняв, что телескопическая трубка не помогает, Оксана снова сбегала в кладовку и схватила, что потяжелее.

”Это была монтировка. Я стала колотить ею по двери. Видимо, при этом страшно кричала, потому что во входную дверь стали стучать соседи… Видя, что монтировка оставляет следы на двери, но не помогает ее открыть, я стала бить ближе к замку. В итоге в получившееся отверстие удалось просунуть руку и открыть защелку!” — говорит Оксана.

Видимо, добавляет она, открыв дверь в ванную, случайно открыла и входную дверь — они близко, и в квартиру зашли соседи.

”Миша лежал в душевой кабинке… Она неглубокая, сантиметров 15, — слова даются женщине с трудом. — Он был еще тепленький. Я попыталась его вытащить — но он крупный мальчик, не смогла. Тут меня оттолкнул сосед, приподнял Мишу, сказал: ”Хватай за ноги”, и мы перенесли его в прихожую. Стали делать ему искусственное дыхание”.

Тем временем жена соседа звонила в ”скорую”.

”Я не понимаю, почему, но они там дважды бросали трубку, — говорит Оксана. — В итоге она набрала третий раз и дала телефон мне. И началось! Эстонка монотонным голосом стала спрашивать: ”Как вас зову-у-ут? Что-о-о у вас случило-о-ось?” Я понимаю, что это ее работа, но в тот момент я не выдержала и наорала на нее. Обычно я сдержанный и воспитанный человек, но у меня ребенок не дышит, а тут столько вопросов, и все так медленно… Я искренне прошу прощения у этой женщины!”

Оксану больше всего возмутило, что ее стали учить, как делать искусственное дыхание.

”Я ей говорю: ”Я умею делать искусственное дыхание! Присылайте скорее бригаду!” Пока я говорила по телефону, у Миши пошла рвота… Тут приехала ”скорая”, они нас отодвинули, притащили аппараты, стали ребенка оживлять, кололи ему что-то… Ничего не могу сказать, ребята молодцы, они старались, долго боролись за его жизнь, минут сорок, — со слезами описывает происходившее Оксана. — Сломали ему ребра, пытаясь оживить Мишу… Спасибо им большое! Приехала и полиция, меня держали, потом запихнули на кухню. В какой-то момент я посмотрела на часы и поняла: это все!”

Тем временем прибежал домой и старший сын Оксаны, Павел, который в тот вечер был в гостях.

”Скорая” уехала, приехала криминальная полиция. Меня как ножом полоснула циничная фраза одного из полицейских, когда он зашел в квартиру: ”Ну что, здесь горе произошло?” — говорит Оксана. — Они ходили, все фотографировали. Потом приехала машина, которая возит трупы, и Мишу забрали…”

Настораживающий инцидент

На следующий день Оксане позвонила следователь.

”Она сказала: было вскрытие, которое показало, что ребенок совершенно здоров, все органы у него в порядке, поэтому мы должны завести уголовное дело, — передает беседу Оксана. — Пригласила меня на беседу. При встрече сказала, что причиной стало отравление. И есть два варианта — либо он отравился пельменями, либо это угарный газ!”

Оксана на всякий случай не выбрасывает пачку пельменей, часть которой она сварила в тот вечер сыну. Но думает, что это все же не они.

”Он их очень любил, — говорит она. — И к этой пачке прикладывался уже минимум два раза. Если бы это были пельмени, то ему бы стало плохо и в первый раз. В любом случае, у него взяли анализ крови, который будет готов в течение месяца, он и должен показать, что стало причиной отравления. Я, когда открыла дверь в ванную комнату, увидела, что он отодвинул одну из пластиковых дверей душевой кабинки — видимо, почувствовал, что ему плохо, и попытался вылезти. Но не смог”.

Был и еще один инцидент, который поначалу не заставил женщину насторожиться — она ему не придала особого значения.

”В пятницу я собиралась на одно мероприятие, нужно было масочку сделать, то-се, — говорит она. — И мылась в душе я дольше обычного. Под конец мне стало плохо… Я еле вышла, держась за стенки, дошла до кухни, открыла окно и стала дышать. Немного полегчало… Тут позвонила подруга, но я почему-то не могла с ней разговаривать. Она решила, что я пьяная — настолько неадекватно я себя в тот момент вела. Но я совсем не пью! Вскоре приехал и мой знакомый, с которым мы вместе должны были идти. Он тоже увидел, что со мной что-то не так. Я не могла нормально разговаривать, смеялась как дурочка. Он открыл окно, заварил мне крепкий чай, и спустя какое-то время я пришла в себя. Но голова потом у меня болела еще два дня, и никакие обезболивающие не помогали”.

Оксана тогда решила, что это могут быть возрастные изменения по женской части. Но после трагедии и слов следователя об угарном газе поняла, что с ней было.

”Я стала читать в интернете про угарный газ и обнаружила, что симптомы совпадают, — говорит она. — Если бы я знала это раньше, я бы не пустила в тот день Мишу мыться. Или не закрывала бы дверь. Или сидела бы с ним рядом и следила за его состоянием…”

Кто же виноват?

14 января Мишу похоронили. Он не дожил месяц до своего 12-летия. И Оксана твердо намерена узнать причину, по которой она потеряла младшего сына.

”Возможно, это плохая вентиляция, — высказывает предположение она. — Но у нас в ванной две вентиляции — принудительная и естественная. Принудительная идет от колонки, а естественная была построена еще в советское время”.

Оксана вспоминает, что где-то год назад с вентиляцией в ванной начались проблемы.

”Соседи сверху делали ремонт, и после этого вентиляция ухудшилась: по стенам ванной побежали ручьи конденсата, появилась плесень и мокрицы… Я неоднократно говорила председателю, что надо почистить шахты, на что получала ответ: ”У тебя проблемы, ты и чисти!” Я чистила, как он советовал — пылесосом, но толку от этого особо не было. Я думаю, что если бы с вентиляцией все было в порядке, этой трагедии бы не случилось…” — убеждена Оксана.

Вторая версия — неисправность газового оборудования.

”С 2001 года никто по квартирам не ходил и не проверял, как у нас что работает, — говорит женщина. — Электросчетчики ходят проверяют каждый месяц, а газовщиков уже 15 лет не видно. И по большому счету, наши колонки и то, насколько они исправны, никого не интересуют. Им бы только платили регулярно деньги за газ…”

Оксана просит: если есть среди читателей ”МК-Эстонии” специалисты по вентиляции и газовому оборудованию, которые могли бы проанализировать ситуацию и дать заключение, то она будет очень признательна, если они откликнутся.

”Мне очень важно знать, кто в этом виноват? Товарищество, которое не решило проблему с вентиляцией, несмотря на многочисленные просьбы? Неисправное газовое оборудование?” — задается вопросом потерявшая сына мать.

Она добавляет, что к ним приходила следователь со специалистами, но замеры показали, что все в норме.

”После произошедшего старший сын отключил газовую колонку вообще — мы два дня умывались холодной водой, кипятили воду в чайнике и на кухне чистили зубы. Были в таком шоке, что в ванную комнату зайти не могли… — рассказывает Оксана. — И включили колонку, только когда пришла следователь. Колонка два дня не работала, неудивительно, что все показатели в норме”.

Ей очень важно узнать причину: почему умер ее Миша?

”Я должна понять: это судьба или чья-то халатность? — задается вопросом она. — В полиции мне предложили психологическую помощь. Я пойду. Потому что это уже вторая трагедия в нашей семье. Шесть с половиной лет назад умер мой муж. Рак. Мише тогда было пять лет, он очень тяжело переживал потерю отца. Я тогда не пошла к психологу, три года выбиралась из этого кошмара самостоятельно. Сейчас пойду, потому что больше не могу. Самой мне просто уже не справиться…”

Датчик спасет жизнь?

Как сообщил ”МК-Эстонии” пресс-секретарь Пыхьяской окружной прокуратуры Каарел Каллас, было возбуждено уголовное дело. И по первоначальной информации, смерть ребенка наступила из-за отравления угарным газом.

”Настоятельно рекомендуем для защиты от таких случаев установить дома датчик угарного газа, — говорит пресс-секретарь Пыхьяского центра спасения Спасательного департамента Индрек Хирс. — Он должен быть установлен согласно инструкции, батарейки нужно там регулярно менять. Дымоходы и отопительные приборы должны быть в полном порядке. Если нет — ими пользоваться нельзя”.

Он подчеркивает, что при малейшем подозрении на неполадки нужно срочно вызывать специалиста.

”В многоквартирных домах следует вызывать сертифицированного трубочиста минимум раз в год. В частных домах можно чистить дымоход самим, но каждые 5 лет трубу все же должен осматривать и чистить сертифицированный специалист. Если вы последние пять лет не вызывали трубочиста, срочно звоните по номеру 1524 и узнавайте телефон специалиста. Перед проведением работ нужно проверить у трубочиста наличие сертификата и срок его действия на сайте трубочистов”, — подчеркивает Индрек Хирс.

За безопасностью должен следить владелец оборудования!

Председатель правления Gaasivõrgud AS Роман Богданович отмечает, что это уже не первый подобный случай.

”Была похожая ситуация в прошлом году в Кохтла-Ярве, где 14-летняя девушка скончалась, принимая ванну. Комната была также оснащена газовым водонагревателем, — говорит специалист. — К сожалению, немногие знают, что за состояние газового оборудования и дымоходов несут ответственность сами владельцы. Если бы все осознавали эту ответственность, то смертей от угарного газа было бы меньше в разы”.

Он подчеркивает: газовое оборудование нужно обслуживать регулярно и проверять согласно действующему законодательству, и так же регулярно следует чистить дымоходы и вентиляционные шахты.

”Если бы владельцы квартир это делали как положено, то это не приводило бы к таким летальным исходам”, — подытоживает Роман Богданович.

Поделиться
Комментарии