Правда, главный гастрономический форум Madrid Fusion это название отменил и постановил именовать "научная кулинария". В случае с которой ты не знаешь, что ты ешь. Мороженое из селедки, суп в виде печенья, шарики азота, взрывающиеся на языке — это все она.

Весело? Бесспорно. Дорого? Еще бы. Вкусно? Чудовищно безвкусно. На вопрос шеф-повара "как вам это блюдо?" некоторые мои коллеги отвечали: "Красиво". Дожили: еда оценивается исключительно по внешним данным.

Создатели молекулярной кухни вакуумируют, дегидрируют, эмульгируют продукты, раздербанивая их практически до молекул, сочетают несочетаемое, взбивая в пену все, что можно и нельзя. Словом, это то, что получается при молекулярно-деструктивной технологии, когда при помощи специального аппарата типа сифона в структуру измельченного до полужидкой консистенции продукта вводится инертный газ.

Иногда повара, словно средневековые алхимики, используют в своих кулинарных изысках струйные принтеры и лазеры. Есть специальные ультразвуковые машинки, которые за несколько минут убирают из продукта его натуральный вкус и придают совершенно иной или придадут любой веселенький цвет. В результате мы можем наслаждаться синим в горошек куском свинины с ароматом свежего сена или свежего навоза — кому как нравится. Ну, чем не инквизиция?

Европа отказалась от таких изысков несколько лет назад, в Москве молекулярная кухня даже не успела толком развиться, несмотря на лозунги "для истинных гурманов", "только для умеющих ценить эксклюзив" и прочие, потому как богатые люди — а стоят данные блюда дороже, чем плебейские — не захотели платить за то, что не имеет никакого вкуса.

И искусство молекулярной гастрономии сошло на нет. Конечно, остались еще ее островки, посещаемые теми, кому грамотные пиарщики вбили в голову, что понятие "высокая кухня" соответствует их высочайшему статусу.

Но — ближе к съеденному мною. В лучшем случае оно имело вкус бумажки. Я не увлекаюсь поглощением газет или чистых листов формата А4, но карпаччо, из которого были убраны все вкусовые качества, напомнило именно бумагу. Бумага, признаюсь, выигрывает. Потому что, когда ты ешь бумагу, ты знаешь, что это бумага. А тут…

"Борщок", поданный как основа украинской кухни, имел вкус воды и уксуса. Нарезанная соломкой маринованная свекла из банки ничего общего со свеклой из борща не имела. Венцом творения поваров был форшмак. Уверена на миллион процентов, что эти "борщок" и форшмак, а заодно и повар, сотворившей такое чудо, в славном городе Одесса, где я побывала в июне и ела и то и другое, не продержался бы и десяти минут. Тухлые яйца в лицо — лучшее, что с ним могло бы случиться.

Почему надо изощряться над продуктами питания? От нечего делать, от желания застолбить свое имя на века и таким образом выяснить отношения с бессмертием, от неумной жажды прогресса, от креативности мышления. Говорят, молекулярная кухня расширяет сознание. Как галлюциногенные грибы или ЛСД.

Все гениальное просто. Ничего нет вкуснее куска поджаренного мяса и посыпанного солью. Плюс бокал вина. Так считают итальянцы. А они знают толк в еде. Но если вам не терпится в домашних условиях создать нечто "научненькое" для романтичного ужина, то купите, образно говоря, набор "Юный химик".

Поделиться
Комментарии