На странице Минсоцдел подробно рассказывается, кому, когда и каким образом такое пособие может быть назначено. Но для нашего разговора интересна финальная часть письма, из которой следует, что семья с одним ребенком сможет получить дополнительно к существующему пособию по бедности 9,59 евро в месяц, а с двумя и больше детьми — 19 евро в месяц. Для выплаты пособий местные самоуправления получают из госбюджета дополнительные средства.

У меня нет ни права, ни желания иронизировать по поводу такого удовлетворения потребностей. Нищим семьям нищее государство дает нищенское вспомоществование. И за то ему спасибо. С 1 июля также увеличивается размер одноразового пособия по рождению тройни и большего числа близнецов. И за это надо сказать спасибо. Но значительно большего числа жителей страны и в больших размерах коснется еще одно нововведение социального характера, которое начнет работать с начала 2014 года и завершит свое действие в конце 2017 года. Речь идет о дополнительных выплатах в обязательные пенсионные фонды.

Песнь о пенсиях

Правительство дало возможность всем плательщикам обязательного пенсионного страхования с 15 мая по 15 сентября 2013 года подать заявление о своем желании увеличить на четыре года размер платежа с 2% от брутто-зарплаты до 3%. Соответственно, государство увеличит свою долю платежа с 4 до 6 %. А получающиеся в сумме 9% — это уже серьезный вклад, и теоретически добавка к пенсии (когда придет время ее получить) увеличится. На сколько? Вопрос риторический, поскольку ответить на него могут только гадалки.

Правда, те, кто поопытнее, постараются уйти от прямого ответа, поскольку уж очень безрадостными оказались последние годы для пенсионных фондов. Не зря с 2009 по 2011 год правительство даже разрешало прекратить туда платежи, а в качестве компенсации в законе тогда же появилось реализуемое нынче право увеличения суммы выплат. Но когда эта льготная норма принималась (напомним, шел 2009 год), казалось, что уж через пять-то лет, в 2014 году, всяко с кризисом будет покончено, а пенсионные фонды на фоне взлета мировой экономики найдут, куда вложить деньги, чтобы перекрыть потери тяжелых времен.

Однако и сейчас, и наверняка в следующем году, а скорее всего, в 2015-м тоже на финансовых рынках не будет инструментов, позволяющих сделать эффективные и в то же время с высокой степенью надежности вклады. Фонды горят синим пламенем не только у нас. Не видно проектов, куда можно инвестировать пенсионные, то есть т.н. ”длинные деньги” с гарантией высокой доходности. У нас обязательные пенсионные фонды созданы при банках, и потому предпринятая сейчас акция помощи для выживания этих фондов (надежды на рост пенсий от планируемого на 4 года денежного вливания могут быть только у абсолютных профанов) фактически означает помощь работающим в Эстонии иностранным банкам.

К чему все эти страсти?

В интернет-словаре сказано: ”Разговор в пользу бедных — показное, лицемерное сочувствие к чужим несчастьям, пустая болтовня”. Это вполне применимо к благодеяниям, о которых шла речь.

А по поводу истории с пенсиями продолжу разговор, использовав образ из статьи экономиста Андрея Кобякова, назвавшего внутренний платежеспособный спрос тягой в печи, усиление которой увеличивает пламя (рост экономики), а уменьшение — гасит.

В пояснительной записке 2009 года к тогдашнему Закону о дополнительных платах в пенсионное страхование на 2014-2017 годы есть замечательная фраза: ”Направление дохода от зарплаты в пенсионные фонды вместо потребления снизит внутренний текущий спрос и краткосрочный экономический рост. Это надо поддержать государством, если экономика снова войдет в фазу роста и уровень валового продукта приблизится к потенциально возможному”.

Но у нас пока нет роста! И нам бы сейчас всеми силами поднимать внутренний спрос. Содержащееся в той же записке предположение, что реальный темп роста ВВП Эстонии через 5 лет (т. е. от 2009 до 2013 года) составит по 6-7%, не реализовалось. Тогда зачем правительство все же идет на вывод из реального потребления огромных для нас сумм? И зачем деньги направят в накопление вместо того, чтобы пустить их в оборот? Недавно один из главных наших либералов Март Лаар счел своевременным лозунг: ”Займемся делами Эстонии”. Этот призыв стоит дополнить словами: ”А не лоббированием интересов иностранных банков”.

Имеются варианты

Мои оппоненты возмутятся: неужели автор полагает возможным для увеличения спроса разделить те же деньги между малообеспеченными семьями? Думаю, действительно, целесообразно увеличить пособия, но не только, а может, и не столько раздачей денег.

Начнем с того, что за годы кризиса меняется концепция участия государства в экономике. Даже завзятые либералы уже говорят, что государство не ”ночной сторож”, а ”футбольный арбитр”, обеспечивающий игру по правилам, среди которых важнейшим становится т.н. ”социальное выравнивание” не только через налогообложение, но и через корректировку накопления и потребления.

В шкатулке мирового опыта есть продуктовые талоны для бедных, гарантирующие, во-первых, что деньги уйдут на еду, во-вторых, что бюджетные средства пойдут на поддержку собственного производителя. Эффективна передача банкротных предприятий в собственность работников. Еще эффективнее программы строительства государственного жилья. О ”выравнивающей” системе налогов и прекращении действия ”инфляции издержек” мы на страницах ”МК-Эстонии” говорили не раз.

Суть происходящих в Германии, Франции и других странах Евросоюза перемен вполне соответствует принципу, сформулированному ”отцом немецкого чуда” Людвигом Эрхардом: ”Частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат интересам общества”. Для начала нам необходима широкая дискуссия о государственной программе борьбы с бедностью. Тогда и некоторые из срочно принимаемых сейчас решений получат достойную оценку, надо полагать — невысокую.

Поделиться
Комментарии