В номере 6 за 2004 г. ("Государство обложило шоу-бизнес") "МК-Эстония" писала о неравном налогообложении развлекательных мероприятий. Эстония — одна из немногих стран Европейского Союза, где для большинства организаторов ставка налога на культурные мероприятия равняется основной ставке налога с оборота. Это значит, что билеты на такие мероприятия у нас автоматически дорожают на 18 процентов. В Латвии, например, налог вне зависимости от характера мероприятия — 0 % (при базовом 18 %), в Финляндии, соответственно, 8 и 22 процента, в Швеции 6 и 25, в Бельгии 6 и 21, Германии 7 и 16 процентов.

Еще несколько лет назад с культурных мероприятий у нас мзду не брали — делайте концерты на здоровье. Однако, в бытность министром культуры Сигне Киви правительство решило, что поддерживать развлечения граждан смысла нет, а если и поддерживать, то очень выборочно.

И теперь пониженная ставка в 5 % применяется в случае "организации представления или концерта государственным, муниципальным или частным театрально-зрелищным учреждением или Национальной оперой при условии, что средства, выделенные из государственного, волостного или городского бюджета либо из фонда "Капитал культуры" (Eesti Kultuurkapital) образуют не менее 10 % от бюджетного дохода организатора представления или концерта за календарный год".

Идея проста: налоговую льготу может получить только тот организатор, которого финансами поддерживает государство (местное самоуправление). "Своим" и средства из бюджета, и благосклонность Налогового департамента, и лоббирование интересов. Остальным — выкручивайся, как хочешь, а возможность выкрутиться только одна — повысить цену билета. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями как для организатора, так и зрителя.

Обратившись в июле 2004 г. в Министерство финансов, Министерство культуры, а также Департамент конкуренции, и не получив ответа на свой запрос, мы решили "спросить мнения" у канцлера права Аллара Йыкса.

Результат предварительного анализа нашего запроса — рассматриваемые положения Закона о подоходном налоге, возможно, находятся в противоречии как с Конституций Эстонии, так и с некоторыми правовыми актами Европейского Союза. У господина Йыкса возникло подозрение, что организаторы концертов наделены неравными правами без разумного на то обоснования. Он начал производство, чтобы дать правовую оценку действующему закону.

Прошло 15 месяцев — в финансовую комиссию парламента Эстонии направлено информационное письмо. В нем говорится, что отдельные пункты Закона о налоге противоречат положениям сразу трех документов — Конституции Эстонии, Шестой директиве Совета Европы (фискальная нейтральность) и договора о Европейском Сообществе.

Канцлер права считает — деление организаторов мероприятий по наличию у них дотаций недопустимо. Перед законом все равны — так гласит Конституция. Да, допускается деление по определенным критериям, но не по взятым с потолка показателям. А именно таковыми оперирует действующий закон.

Алар Йыкс приводит в пример Венскую национальную оперу: даже если все деньги Капитала культуры пустить на ее нужды, то вряд ли будут покрыты те самые заветные 10 % бюджета Оперы, дающие ей право на пониженную ставку налога. Так почему же отдельные члены Евросоюза позволяют себе подобные привязки?

В итоге канцлер Йыкс советует нашему парламенту серьезно подойти к поднятым в инфописьме вопросам и привести налоговое законодательство Эстонии в соответствие с правовыми актами ЕС.

Что же дальше? А дальше все по закону — письмо предусмотрено к исполнению парламентом "в течение разумного периода времени". Если же парламент не прислушается к пожеланиям канцлера, он имеет право послать депутатам предложение об изменении закона — более жесткая форма обращения. В этом случае парламент обязан дать ответ в течение 20 дней. Если же и тогда удовлетворительного ответа не последует, в дело может вмешаться Государственный суд.

Теперь мяч на стороне депутатов. И как долго они будут его катать по полям правовых актов — сказать не берется никто.

Канцлеру права для установления истины понадобилось 15 месяцев. А ведь и его поведение временными рамками закон никак не ограничивает. В своем пояснении на этот счет канцелярия Аллара Йыкса сослалась в том числе и на медлительность Министерства финансов — главного противника уравнения прав организаторов. Именно Минфин затягивал предоставление правительству Эстонии изменений в закон о налогах. По имеющейся у "МК-Эстонии" информации, в новом законопроекте по-прежнему отсутствует пункт, который бы уравнивал права всех организаторов мероприятий и, следовательно, понизил бы стоимость билетов на концерты.

Пока мы не знаем, что такое "разумный период времени" в понимании наших депутатов. Трудно говорить за канцлера права, но организаторы концертов вряд ли согласны ждать торжества законности еще 15 месяцев.

Поделиться
Комментарии