За безоговорочный выход из состава СССР выступал в те времена только Конгресс Эстонии во главе с Тунне Келамом. Правительство Эдгара Сависаара "да" и "нет" не говорило, мечтало о хозрасчете в ЭССР в составе СССР. Верховный Совет высказывался в целом невнятно, потому что разные его фракции занимали противоположные позиции.

Прошло достаточно много времени, чтобы улеглись пламя и муть эмоций. Что же стало с теми людьми, которые тогда определяли жизнь страны?

Начнем с "сопротивленцев". Во-первых, кажется, что они проиграли — независимость восстановлена. А во-вторых, это только кажется. В-третьих, тогда имена Ярового, Когана, Панфилова, Киеметса, Лысенко, Лебедева, Рудяка, Аннуса и других для значительной части русскоязычного населения звучали набатом. Где они сейчас, что с ними сталось?


Кто стал кто

Прежний директор завода "Двигатель", председатель Объединенного Совета трудовых коллективов Владимир Яровой, к сожалению, скончался. Сегодня его бывшие соратники говорят, что у ОСТК и "Интердвижения" были серьезные разногласия. Хотя "интердвиженцы" и шли на выборы в Верховный Совет в списках ОСТК, но не были избраны.

(Советы трудовых коллективов — мертворожденное дитя Михаила Горбачева — были как бы "комиссарами" при администрации предприятий и даже занимались "выборами" руководителей. Как директор военного завода стал во главе "комиссаров" — это из сферы загадок того времени).

Юрий Яковлевич Рудяк, член правления "Интердвижения", был "кассиром", финансистом организации. Из Эстонии уехал после восстановления независимости. Идеологом никогда не был. Занимался небольшим бизнесом ("часы-трусы-ботинки" — по образному выражению одного бывшего депутата ВС ЭССР). По некоторым данным уехал в Россию, а затем эмигрировал в Израиль.

Павел Николаевич Панфилов, второй секретарь Таллинского горкома Компартии Эстонии, секретарь ЦК Компартии ЭССР "на платформе КПСС". Умный, точный, а называли его коллеги меж собой "серым кардиналом" фракции "Равноправие" в Верховном Совете ЭССР. Сейчас — в России и устроен неплохо: в одном из городов Подмосковья занимает пост заместителя главы администрации.

Михаил Лысенко, командир рабочих дружин ОСТК, бывший оперативный сотрудник милиции. Сейчас находится в отколовшейся от Молдавии Приднестровской молдавской республике. Был одним из активных руководителей обороны Приднестровья. Примерно два года назад являлся депутатом Верховного Совета Приднепровской республики. В числе других "прибалтов-волонтеров" был активно неприятен покойному генералу Лебедю.

В качестве депутата ВС Приднестровья взял на себя заботу о высшем образовании и занимался установлением прочных связей с вузами России — ездил за программами, учебными материалами, продвигал идею признания дипломов Тираспольского университета в России.

Лембит Аннус — пенсионер Эстонской Республики, вхож в ОНПЭ и РПЭ. Был в советские времена первым секретарем ЦК КПЭ "на платформе КПСС" и депутатом Верховного Совета.

"Особых свершений за ним не числится, — утверждают бывшие соратники.- Нужны были эстонские фамилии, потому и взяли к себе". Сейчас время от времени проявляет спорадическую журналистскую активность. Не бедствует.

Виктор Киеметс, один из активных членов руководства "Интердвижения". Много сделал для становления и работы радиостанции и ТВ "Надежда". Был одним из их руководителей. Живет сейчас в Таллине. От активной политики отошел, но как-то участвовал кандидатом на муниципальных выборах в Таллинское горсобрание. Сейчас также является пенсионером.

Евгений Коган был депутатом Таллинского горсобрания прошлого созыва. "Человек, который какое-то время занимался политикой, становится политическим наркоманом", — сказал о Евгении Владимир Лебедев.

Однако Евгений Коган сейчас в собственной фирме занимается обучением языкам — эстонскому, русскому и иностранным, компьютерному делу. Тщательно исследует историю Эстонской Республики довоенных и военных лет, уделяя внимание и современной истории страны. Потомственный гражданин Эстонской Республики.

Владимир Лебедев был депутатом Верховного Совета Эстонии и возглавлял "Межрегиональный Совет депутатов и делегатов трудящихся ЭССР". "Я носил ярлык врага эстонской независимости и государственности", — говорит о себе Владимир.

Сейчас господин Лебедев — помощник вице-спикера Государственной Думы России Сергея Бабурина. (Число помощников депутатов Госдумы ограничено 20. Раньше их могло быть неограниченное количество — у Жириновского, например, в прошлом составе Госдумы было более 2000 помощников. Говорят, что "с каждого желающего получить удостоверение помощника депутат Жириновский брал до четырех тысяч долларов. Это уже примерно восемь неучтенных миллионов…"

 — Владимир Вольфович — оппозиция, о которой может мечтать любая власть: всегда выступает против, а голосует "за", — говорит помощник Бабурина Лебедев.


Как Лебедев чуть не стал министром

Для "МК-Эстонии" он специально подчеркнул, что не стыдится ни за одно из своих действий, так как руководствовался существовавшим в то время законодательством: "Эстония входила в состав СССР".

Личность Владимира Лебедева интересна тем, что и сегодня он занят политической деятельностью как в Эстонии, так и в России: здесь Владимир — председатель Объединения российских граждан в Эстонии, в Госдуме  — помощник вице-спикера.

Отмеченная недавно 13-я годовщина восстановления независимости ЭР вызвала всплеск воспоминаний не только у защитников телебашни и Тоомпеа. Владимир Лебедев также имеет что сказать.

"Конституционная Ассамблея, созданная по инициативе Конгресса Эстонии после августовских событий 1991 года, должна была по их планам распустить Верховный Совет и стать парламентом на переходный период, — говорит г-н Лебедев. — Но то, что в нее вошли Сергей Петинов и я, помешало реальному переходу власти в руки Ассамблеи. Таким образом, мы предотвратили государственный переворот, если исходить из действовавшего в то время законодательства Эстонии.

Мне очень интересно читать и слышать воспоминания о "героических действиях" некоторых политиков в период ГКЧП. 19 августа 1991 года многие эстонские коллеги, которые даже кофе не садились пить за наш стол, бежали здороваться, чуть ли не обниматься. Теперь они рассказывают о себе как о героях, готовых тогда идти на эшафот.

В конце июня — начале июля 1991 года в Верховном Совете ЭССР создавалась оппозиция Сависаару: решался вопрос о его отстранении и создании коалиционного правительства. По количеству голосов оппозиция могла Сависаара убрать. Вопрос решался депутатами — представителями Комитета Эстонии (христианскими демократами, членами Партии национальной независимости), Kindel kodu (Индрек Тооме), а от фракции "Равноправие" выступали Сергей Петинов и я. При этом коллеги не сильно возражали против моей кандидатуры на пост заместителя председателя правительства и даже министра внутренних дел.

Договорились, что примерно 15 августа будет подписано коалиционное соглашение. Но незадолго до этого коллеги позвонили и сказали: "Отложим это дело на пару недель". Может, они знали: что-то должно произойти.

И когда власть в стране взял ГКЧП, я не хотел, чтобы в случае попытки разгона Верховного Совета военными пострадали коллеги-депутаты Верховного Совета Эстонской Республики, несмотря на их политические убеждения".

Поделиться
Комментарии