Эпоха огромных телефонных справочников и инфотелефонов в их классическом понимании канула в Лету. ”Желтые страницы” остались где-то в начале 2000-х, давным-давно никто не пытается узнать точное время по телефону (однако услуга оказывается до сих пор), редкостью стали звонки синоптикам и поиск контактов фирм или потерявшихся друзей посредством инфолиний.

”Современные люди, как правило, задают короткие вопросы через чат, социальные сети и часто предпочитают самостоятельно находить ответы в среде самообслуживания, — сказала Пирет Соосерв-Хельмья, руководитель отдела обслуживания частных клиентов Telia Eesti. — Практика показывает, что теперь, обращаясь по телефону, люди хотят либо найти решение достаточно сложной технической проблемы, либо изучают, какие существуют альтернативы для решений или услуг, которыми они уже пользуются”.

Такая самостоятельность в поиске касается не только операторов мобильной связи. Люди давным-давно научились пользоваться интернетом, с помощью ”гугла” ставят себе диагнозы, а ”википедия” даст ответ на любой вопрос.

Но при всем этом у нас все еще остались инфотелефоны, которые, как это ни странно, не только работают, но еще и пользуются спросом. Например, по данным Telia, только на их короткий номер поддержки частных клиентов 123 поступает примерно 1 миллион звонков в год.

И таких номеров довольно много, причем от некоторых может зависеть жизнь.

Только 112

Один из самых важных номеров помощи — 112. Именно на этот номер нужно звонить в любой ситуации, в которой человек нуждается в помощи или его жизнь в опасности.

”Важно, чтобы Центр тревоги получал звонки либо от нуждающихся в помощи людей, либо от тех, кто видит, что человеку необходима помощь, — говорит руководитель отдела коммуникаций Центра тревоги Сигрид Кару. — И приятно, что гражданская ответственность повышается с каждым годом — неравнодушных людей стало больше. Звонящий должен максимально точно ответить на вопросы наших диспетчеров, тогда мы сможем передать оперативную информацию полиции, скорой или спасателям и начать оказывать помощь пострадавшему уже во время звонка”.

В прошлом году, по словам Сигрид Кару, на номер Центра тревоги 112 было получено 994 514 звонков. В 408 250 случаях звали на помощь полицию, спасателей или скорую помощь. Чаще всего требовалось оказать медицинскую помощь — примерно 61%; более четверти вызовов пришлось на полицию, и 4% звонков требовали спасательных операций.

При этом единый номер экстренной помощи появился относительно недавно, до этого номером полиции был 110. И слияние (112 раньше был номером спасателей) вызвало довольно серьезную путаницу — люди до сих пор звонят на старый номер, который в феврале будущего года будет окончательно закрыт.

”Сейчас все поступающие на старый номер звонки переадресуются на номер 112, но в этом случае Центр тревоги не может их позиционировать, — поясняет руководитель отдела коммуникаций Центра тревоги. — Поэтому мы очень просим обязательно набирать именно 112”.

А поговорить?

Несмотря на то, что Центр тревоги к каждому звонку относится очень серьезно, бывают ситуации, когда помощь не в их компетенции.

”Иногда к нам обращаются люди, которым мы не можем оказать непосредственную помощь, — говорит Сигрид Кару. — Одна из серьезнейших проблем в нашем обществе связана с алкоголизмом. А еще иногда пожилым одиноким людям очень нужно с кем-то поговорить. Они все очень нуждаются в помощи, но Центр тревоги им, к сожалению, помочь не может”.

Для таких ситуаций есть другие номера — ряд служб работает исключительно для оказания людям психологической помощи. Многих останавливает лишь то, что эти номера могут оказаться платными.

На самом деле все не совсем так. Большая часть номеров экстренной помощи, а также инфолиний условно бесплатна — за них взимается лишь стандартная оплата вашего оператора.

”Сделать номер платным или бесплатным решает заказчик услуги, — говорит пресс-секретарь фирмы Telia Ирина Кузина. — Поэтому телефонные операторы не могут повлиять на решение, и у нас нет статистики по каким-то наиболее популярным номерам, их эффективности и т. д. Мы лишь выполняем заказ”.

При этом, даже если вы звоните на платную линию, но не знаете этого, всегда имеются 10 секунд, в течение которых автоответчик обязан вас предупредить о том, что вы совершаете звонок на платную линию. Эти секунды бесплатны.

Иногда, вне зависимости от того, платная линия или бесплатная, приходится зависать в очереди. Нам это представляется как то, что ленивый оператор пьет кофе, пока вы беснуетесь на другом конце провода. Но эти времена в прошлом.

”У нас среднегодовой показатель ожидания составляет от одной до полутора минут, — говорит Пирет Соосерв-Хельмья, руководитель отдела обслуживания частных клиентов Telia Eesti. — Он варьируется по месяцам. Больше всего обращений фиксируется летом, когда начинается грозовой период. Если разряд молнии повредил сетевой узел или электронные устройства клиента, то в достаточно короткий промежуток времени на номер 123 пытаются дозвониться сразу сотни или даже тысячи клиентов, и время ожидания возрастает”.

В поисках информации

Вообще, наши люди звонить любят. Самыми популярными номерами являются службы вызова такси, оплата автомобильной парковки, инфотелефоны транспортных фирм — Tallink и Viking Line просто в лидерах.

Еще один достаточно популярный номер — 1345. Это столичная инфолиния, и по этому номеру можно получить информацию, касающуюся всех аспектов жизни Таллинна. Но у Бюро обслуживания столичной мэрии есть и свой телефон — 6404141. Ежемесячно сюда поступает по 700–800 звонков, и все они связаны с самыми разными аспектами жизни Таллинна. Чаще всего люди либо ищут адреса городских учреждений и спрашивают, где можно решить их вопрос. Вторая часть запросов связана с самыми разными событиями — например, всплеск звонков работники получают накануне каких-то больших мероприятий или в связи с принятием какого-то нового постановления.

Дети и гель для стирки

Кроме популярных и известных номеров, имеются и те, о которых люди знают мало. Например, очень важный и нужный номер инфолинии Информационного центра по отравлениям — 16662.

Инфотелефон заработал больше 10 лет назад — в 2008 году. И если поначалу о нем мало кто знал, то сейчас с каждым годом этот номер становится все популярнее. Как говорит руководитель Информационного центра Маре Одер, ежемесячно работники инфолинии принимают в среднем по 250 звонков.

”У нас работает восемь консультантов, все они специалисты неотложной медицины и получили образование в области токсикологии и консультировании пациентов с отравлениями, — рассказывает Маре Одер. — Половина звонков касается химикалий, в трети случаев мы консультируем по лекарственным препаратам”.

В особой группе риска дети. Более половины консультаций касаются проблем детей в возрасте до трех лет. И постоянно растет количество отравлений малышей в возрасте до года.

”Мы даем рекомендации по оказанию первой помощи, руководство по дальнейшему наблюдению, также иногда перенаправляем к врачу, — продолжает Маре Одер. — Также специалисты консультируют, как справляться с симптомами отравления. Иногда, например, людям нужна оценка и совет — опасно ли то или иное средство для них, и как действовать в случае отравления”.

Спасать человеческие жизни работникам Информационного центра приходится ежедневно. Причем довольно любопытно то, что если в основном речь идет о небольших проблемах, то в полнолуние, особенно если оно приходится на период выплаты зарплат, выпадают самые напряженные часы.

”Самые сложные случаи в практике, это, конечно, добровольный прием большого количества лекарств, — говорит Маре Одер. — А также проглатывание малышами капсул с гелем для стирки. Содержимое причиняет тяжелейшие ожоги слизистой рта и пищевода”.

Таких номеров, которые не на слуху, но очень нужны, на самом деле много. Инфослужба есть у Департамента шоссейных дорог, инфолиния семейных врачей, телефоны доверия, центр кризисной помощи женщинам и многое другое. Важно знать, где их искать, и ситуации, как уже говорилось, бывают разные. Иногда люди теряются настолько, что не могут вспомнить самое простое.

Поделиться
Комментарии