В 2010–2011 годах группа людей, многие из которых были из Ида-Вирумаа, занималась тем, что открывала счета в определенных банках и снимала поступившие туда деньги. Как было указано в материалах дела, неустановленные лица при помощи шпионских программ использовали банковские данные и пароли граждан Германии и переводили с их счетов деньги на определенные счета в Эстонию.

Следствие считало, что у этой схемы — четверо организаторов, и главный из них — Артур Калугин. Всего же в этом участвовали порядка 15 человек, но большая часть из них были ”танкистами”. Мужчины по просьбе кого-то из организаторов открывали счет в банке и отдавали человеку свои карточки паролей и другие данные. Или же, когда деньги поступали, сами снимали их и отдавали организатору схемы. По данным следствия, как правило, ”танкисты” за это получали лишь 5–10% от суммы.

В общей сложности удалось перевести порядка 30 000 евро, и около 15 000 евро банки успели заморозить и вернуть на счета граждан Германии. Трое из четырех предполагаемых организаторов признали свою вину в рамках согласительного производства и получили условные сроки. Артур Калугин свою вину признавать отказался, и в конце 2015 года его оправдали.

300 000 евро недополученной прибыли

”Я тогда работал в Росиии, — рассказывает Артур. — Был менеджером среднего звена на стройке. И когда начались все эти заседания в Эстонии, мне пришлось отпроситься с работы и присутствовать здесь. А стройка стоять не будет, и в итоге меня уволили”.

Он показывает трудовой договор с фирмой, согласно которому его зарплата была 215 000 рублей в месяц (по тогдашнему курсу чуть меньше 3000 евро). Контракт был заключен на пять лет. И по подсчетам Артура, он должен был за это время получить порядка 150 000 евро.

”Плюс по результатам работы мне обещали немаленькую премию — 10 миллионов рублей. Это еще порядка 150 000 евро, — говорит Артур. — Итого получается, что из-за этого следствия государство нанесло мне ущерб в 300 000 евро!”

О том, что его уволили, он узнал уже после того, как дело по отмыванию денег вышло на финишную прямую. И добавить в материалы гражданское требование о возмещении ущерба он, говорит, не успел. Поэтому подал в суд отдельный иск, где требовал возместить ему недополученные 300 000 евро.

”Сначала суд отклонил иск, мол, сроки уже вышли, — рассказывает Артур Калугин. — Я обжаловал это решение, и Госсуд отменил решение окружного суда. Коллегия вернула это дело вниз на новое рассмотрение. Однако и во втором круге суд отказался что-либо возмещать. Сейчас мы с адвокатом собираемся подавать в Европейский суд по правам человека”.

Он считает, что решения судов — незаконные, и раз Госсуд уже выявил ошибку в решении суда низшей инстанции, то судьи должны нести ответственность за неверно принятые решения.

Сейчас он стоит на учете в Кассе по безработице и возмущен тем, что из-за следователей, которые обвинили его в организации преступной схемы, но не смогли это доказать, он лишился работы и потерпел колоссальный материальный ущерб.

”К тому же Эстония тоже потерпела ущерб — страна из-за этого недополучила 60 000 евро налогов”, — подытоживает он.

Однако были и те, кому удалось победить государство. ”МК-Эстония” вспомнила самые громкие случаи, когда человеку удалось добиться компенсации за нарушение своих прав.

66 231 евро для ”бронзовой семерки”

В 2007 году в организации беспорядков обвинили бронзовую четверку: Дмитрий Линтер, Максим Рева, Марк Сирык и Димитрий Кленский. Троих задержали. В 2009 году их окончательно оправдали, и задержанные получили материальную компенсацию от эстонского государства за неправомочное содержание под стражей в течение продолжительного времени. По данным эстонских СМИ, она была 19 231 евро на троих, и с этой суммы еще нужно было заплатить подоходный налог.

Помимо этого ЕСПЧ обязал Эстонию выплатить компенсации для четверых иностранцев за ненадлежащее обращение– троим досталось по 11 000 евро, и одному 14 000 евро.

37 000 евро за тесноту

19 декабря 2013 года — дата, когда на государство обрушилась лавина проблем. Именно в тот день Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) решил, что наркопреступника Терки Туниса содержали в Эстонии во время предварительного следствия в помещениях, унижающих человеческое достоинство, и присудил выплатить ему 10 000 евро.

Если до сих пор считались допустимыми 2,5 квадратного метра площади на заключенного, то теперь ЕСПЧ пришел к выводу, что минимум должен составлять три квадратных метра. Сотни заключенных почувствовали возможность заработать. На суды обрушилась лавина исков от заключенных.

И хотя далеко не все иски были удовлетворены, с начала 2014 года до осени 2016 года государство было вынуждено выплатить заключенным порядка 37 000 евро за тесноту и обиду.

10 000 евро за жену

В апреле 2015 года в полицейском участке Рахумяэ в Таллинне покончила с собой женщина, которую привезли после аварии, произошедшей в тот же день около 17 часов неподалеку от Ныммеского рынка. В аварии столкнулись рейсовый автобус и легковой автомобиль. Никто не пострадал, но прибывшие на место полицейские установили у управлявшей автомобилем женщины алкогольное опьянение в 1,5 промилле.

Женщина была очень обеспокоена и сожалела о произошедшем. Она сказала полицейским, что ей стыдно, она переживала, что подумают ее близкие. Полицейские дали ей ее мобильный телефон, чтобы она могла позвонить близким. Она позвонила мужу. Утверждалось, что женщина попросила мужа привезти ей лекарства, вероятно, успокоительные, но ему не позволили их передать. Ему якобы сказали, что женщина уже успокоилась.

В 19 часов, когда с момента аварии прошло два часа, женщина, по словам полицейских, успокоилась. А в 20:25 следователь, который пришел поговорить с женщиной, обнаружил ее тело. Она повесилась на собственной кофте.

Суд обязал Департамент полиции и погранохраны выплатить вдовцу женщины 10 000 евро в качестве возмещения нематериального ущерба.

5200 евро за несправедливость

Компенсацию от государства получил и осужденный за педофилию Алексей Вронченко. Девять лет назад суд признал его виновным в изнасиловании своей 9-летней падчерицы. Девочка свидетельствовала против отчима. Его признали виновным суды всех инстанций.

В 2013 году дело Вронченко попало в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который постановил, что тогда не было произведено справедливого судебного разбирательства. Постановление ЕСПЧ не означает, что Вронченко оправдан, но он получил от государства 5200 евро в качестве компенсации за несправедливое судебное разбирательство. На фоне решения ЕСПЧ Вронченко запросил Государственный суд снова открыть дело, но получил отказ.

Во время судебного заседания Вронченко и его защита даже не смогли допросить девочку, хотя и предлагали сделать это через Skype. Именно поэтому ЕСПЧ и вынес решение в пользу Вронченко.

264 евро за прогулки и окно

В 2014 году приговоренный к 14 годам тюремного заключения за сожжение пожилой женщины Роман Городивски (44) пытался отсудить у государства 30 000 евро, но в итоге ему была назначена компенсация лишь в размере 264 евро.

Суд установил, что в период с 2011 по 2013 год он в общей сложности провел в разных камерах Валгаского арестного дома 31 день, не имея возможности для прогулок. Из них 8 дней он находился в камере без окна.

За пребывание в камере без окна суд назначил ему компенсацию в 80 евро — по 10 евро за сутки. За оставшиеся 23 дня, когда заключенному нельзя было гулять на свежем воздухе, суд назначил компенсацию в размере 8 евро за сутки.

Поделиться
Комментарии