Очень многие путают муниципальное жилье и социальное. Муниципальные квартиры сдают в аренду молодым семьям, нужным городу работникам (полицейским, спасателям, учителям, воспитателям детского сада, контролерам в общественном транспорте и т.д.), людям, оказавшимся в сложных социальных ситуациях, выпускникам детдомов, людям, освободившимся из мест заключения и т.д.

Помимо широко известного района на улице Раадику в Ласнамяэ, есть, например, муниципальные квартиры на улице Меэлику. А недавно, в феврале, Таллинн закончил строительство дома для врачей и медсестер на улице Акадеэмия теэ. Вскоре на улице Ууслинна, 3а, будет построен дом специально для учителей, а в районе Пыхья-Таллинн по адресу Малева, 18, планируется построить дом для пожилых людей. Тем не менее, желающих получить муниципальные квартиры очень много, и недвижимости на всех не хватает.

Социальное жилье предназначено, например, для инвалидов, которые нуждаются в различных социальных услугах. А также для тех, за кем невозможен уход в обычных квартирах. Например, есть люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, которым нужно специально оборудованное жилье. Нередко в социальные квартиры попадают одинокие старики или пожилые пары, которым, нужен постоянный уход, но за ними некому присматривать.

Социальное жилье бывает двух типов: квартиры и койко-места. Как правило, социальные квартиры расположены в специально построенных домах и порою даже целых районах. Койко-места предоставляются в некоем здании или части здания, и человеку дают место в комнате с правом использовать имущество оборудованного для жизни учреждения и правом на оказываемые там услуги. Другими словами, это что-то типа хостела, где в одной комнате могут жить совершенно посторонние люди, с общей кухней, душевой и гостиной.

Однако если, например, из-за пожара жилья лишилась целая семья, то в подобных учреждениях для них предусмотрены специальные кризисные комнаты, где оставшиеся без крыши над головой смогут временно расположиться.

Социальное жилье в цифрах

”По состоянию на 1 апреля в очереди на жилье в Таллинне стояло в общей сложности 3720 человек, — говорит вице-мэр столицы Эха Вырк. — Из них муниципальную квартиру хотели получить 1424 человека, социальную — 544 человека. В рамках второй программы строительства жилья (молодые семьи и нужные городу работники) в очереди стояли еще 1752 человека”.

По ее словам, в Таллинне для решения проблем с жильем было построено в общей сложности 53 дома (4408 квартир). Из них 34 дома (2514 квартир) принадлежат городу, и еще 19 (10 домов на улице Меэлику и 9 домов на улице Раадику) были построены в сотрудничестве с частным сектором. Для нужд населения на улице Меэлику предусмотрены 680 квартир, а на Раадику — 1215 квартир.

”Кроме этого, Таллинн создал в шести социальных учреждениях 487 койко-мест, — перечисляет Эха Вырк. — Помимо целых домов, Таллинну принадлежат и 400 единичных квартир”.

Квартиры достаются городу в том случае, если, например, одинокий человек, у которого нет родственников или наследников, умирает, и нотариус приходит к выводу, что, кроме города, его недвижимость унаследовать некому. Но это происходит лишь в случае, если человек был прописан в данном городе.

”В основном же город в течение многих лет сам строил или ремонтировал недвижимость, которую теперь сдает в аренду, — отмечает Эха Вырк. — Сейчас у Таллинна 907 социальных квартир, которые обычно расположены в социальных домах. Но некоторые социальные квартиры находятся в принадлежащих городу муниципальных домах — например, специально оборудованные квартиры для инвалидов на первых этажах”.

Она отмечает, что в социальных домах есть специальный соцработник или работник по уходу, к которому можно в рабочее время обратиться со своими проблемами. Конечно, дальнейшим решением проблем будет заниматься городской соцработник, но, тем не менее, первую помощь в социальных вопросах, по заверениям вице-мэра, можно там получить.

Из квартиры — на койко-место

По словам вице-мэра, каждый год освобождается порядка 80-100 муниципальных и социальных квартир в год. Обычно половина из арендаторов решают прекратить договор об аренде по собственной инициативе. Часть квартир освобождаются в связи со смертью человека или его переводом в дом по уходу.

”Но к сожалению, есть люди, которые вынуждены покинуть предоставленную им городом недвижимость из-за долгов или несоблюдения правил общественного распорядка. Например, они мешают своим соседям, шумят по ночам и т. д. Тем не менее, такие люди не остаются без крыши над головой — они получают койко-место в социальном учреждении. Семьи поселяют в отдельную комнату”, — описывает ситуацию Эха Вырк.

На вопрос, сколько люди в среднем ждут в очереди, пока не получат квартиру, вице-мэр отвечает: ”Время, проведенное в очереди, не ограничено. Квартиры дают в первую очередь тем, кто в них больше всего нуждается”.

Другими словами, вы можете стоять и десять лет, но если вы прописаны в социально неблагополучном районе, где регулярно то тут, то там происходят пожары, бытовое насилие, семьи с детьми оказываются на улицах, то квартиру, если ваши жилищные условия лучше, чем у них, можно ждать довольно долго. И бывают случаи, когда в многодетной семье произошло несчастье, их поставили в очередь и буквально сразу же дали подходящую свободную квартиру. Это не коррупция во власти, это распределение жилья, в первую очередь, среди тех, кто в нем наиболее остро нуждается.

Раньше, кстати, ходили разговоры, что если человек прожил в муниципальной квартире без проблем пять лет, то у него потом появляется право ее выкупить по довольно привлекательной цене.

”Но это бывает лишь в случаях, когда человек арендует одиночную квартиру, принадлежащую городу, — поясняет Эха Вырк. — В специальных муниципальных и социальных домах купить квартиру невозможно”.

Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.

Поделиться
Комментарии