Даже президент Банка Эстонии обмолвился в интервью, что избегает пользоваться банковскими картами, чтобы ”не наследить” — и пусть в банковской распечатке не видно, что конкретно было куплено, но история перемещений все равно становится прозрачной. Кто и как это может использовать — вопрос не праздный.

Татьяна получает зарплату частями — минималка идет официально, остальное работодатель выплачивает конвертом. Декларируется, разумеется, минималка.

”Но если меня захотят проверить, то по выписке из магазина за любой месяц тут же станет ясно, что концы с концами не сходятся. И на вопрос, откуда я беру деньги, не смогу соврать, что свекровь дачу продала”, — озадачена женщина.

Хотя специалисты уверяют, что такие опасения скорее беспочвенные. Отслеживать каждого — слишком дорого и бессмысленно. А если представить, что нашелся хакер, который взломал систему и узнал, что вы в прошлом месяце купили два кило картошки и 15 литров молока, все равно не представляется ясным, как он сможет воспользоваться полученнной информацией.

”Мне кажется, что озвученные проблемы — надуманные, — рассуждает программист Марк Вербинин. — Это из серии автобусных сплетен про валидаторы и Больничную кассу — мол, дама была на больничном, куда-то прокатилась на автобусе, и ее тут же лишили выплаты, потому что увидели, что она не сидела дома, а передвигалась по городу. Ерунда! Во-первых, включите логику! Получается, государство занимается тотальной слежкой и ему больше нечего делать?”

Во-вторых, говорит программист, если речь идет о злоумышленниках, то все системы, занимающиеся считыванием данных, накоплением бонусов и т.п., имеют не одну степень защиты. В-третьих, система устроена таким образом, что на нее попадают не ”физические” деньги, а бонусы.

Слова программиста подтверждает и коллега, занимающийся непосредственно разработкой кассовых программ.

”Даже использование в качестве карты клиента ID-карты не является опасным и страшным, — говорит Юрий. — Я сам разработал для своих клиентов подобную программу, поверьте, ничего, кроме личного кода, который связывает покупку с клиентом сети, она не считывает. Я не буду углубляться в тонкости, но если вдруг мошенник сумеет пробить защиту и добраться до вашего магазинного счета, ничего любопытного, кроме списка ваших покупок, он не найдет. Не думаю, что ему будет очень интересно это знать. Куда опаснее, если уж речь зашла о мошенничестве, пользоваться банкоматом”.

Сами магазины, используя базы данных клиентов, которые пользуются картами сетей, могут отслеживать лишь популярность того или иного товара, эффективность рекламной кампании — основываяь на количестве сделок, с использованием карты клиента. Не более. И опасности ”взлома” , по сути, никакой нет, особенно если учесть, что в небольших торговых сетях чаще всего никакого накопления ”денег” на карте не ведется.

На вопрос, насколько опасно использование ID-карты в качестве карты клиента, Сильвер Сяга, менеджер по маркетингу сети ”Призма”, в которой внедрена эта система, говорит, что ничего страшного в этом нет.

”Для регистрации покупок клиент сети вводит карту в банковский терминал. Аппарат считывает только личный код владельца карты и на основании этого связывает сумму покупки с ним. Мы ни в коем случае не используем сертификаты ID-карты для идентификации клиента, используется только записанный на чип карты личный код ее владельца”, — объясняет Сяга.

По его словам, использование ID-карты полностью безопасно и возможности ее копирования исключены.

”Разглашение данных клиента третьим лицам оговорено законом, и основные моменты указаны в условиях присоединения к программе клиента нашей сети. Но Налогово-таможенный департамент ни разу не обращался к нам с запросами о передаче данных наших клиентов”, — заключает менеджер по маркетингу сети ”Призма”.

Руководитель пресс-службы Налогово-таможенного департамента Иви Папстель говорит, что описанная ситуация, когда налоговики могут проверить историю платежей и начать расследование, не соответствует действительности.

”Это незаконно. Любые процедуры, связанные с получением, использованием, обработкой личных данных, крайне строго регулируются законом, и заниматься подобной деятельностью любое государственное учреждение может только в оговоренных законом случаях и по определенной схеме”, — объясняет она.

По словам Папстель, Налогово-таможенный департамент осуществляет контроль лишь в рамках какого-то конкретного делопроизводства и в отношении конкретно взятого лица. И основой для проверки является не сиюминутное желание, а предварительный анализ рисков, вызывающие сомнения данные, представленные в декларации или же информация, полученная из различных открытых баз данных.

Поделиться
Комментарии