Ни трудовых договоров, ни стажа, ни медицинской страховки нам не светит. Получается, это не профессия, а волонтерство, но об этом никто не предупреждает!” При этом в Таллинне постоянно говорят, что опорных лиц катастрофически не хватает. Каковы же перспективы у тех, кто будет работать по данной специальности, и как государство планирует решить эту проблему?

Позвонившая в редакцию Людмила говорит, что все это выяснилось совершенно случайно, и их никто в начале учебы не предупреждал, что нормальной работы, по сути, им не светит.

”Как оказалось, мы можем рассчитывать лишь на то, что нам дадут бабушку или ребенка-инвалида, на 3–4 часа в день, — рассказывает она. — Оплата — 3,8 евро в час. И не по трудовому договору, а по договору подряда. Не будет ни постоянного места работы, ни отпуска. Пока идет проект — работа есть, проект закончился — ищи что-то другое. И в такой ситуации у нас нет никаких гарантий: количества часов недостаточно для того, чтобы была медицинская страховка и насчитывался стаж”.

Работа есть, все нормально

Женщины учатся в Йыхви, и в начале ноября курсы закончатся. ”МК-Эстония” решила выяснить, какие же есть возможности для трудоустройства для закончивших обучение опорных лиц и сколько из тех, кто прошел обучение, потом нашел работу?

”В 2017 году эти курсы окончили 148 человек, — говорит Карин Андре, заместитель руководителя отдела Кассы по безработице по предупреждению безработицы и повышению квалификации. — Из них на учете Кассы по безработице на данный момент числится 20 человек”.

Сейчас, добавляет она, в Ида-Вирумаа эти курсы посещают 38 человек, 11 из которых занимаются в группе, обучение в которой было заказано в ходе госзаказа, и остальные сами выбрали себе по учебной карте курсы по данной специальности.

”В Ида-Вирумаа уже сейчас есть фирмы, которые готовы принять на работу опорных лиц, — заверяет Карин Андре. — Например, Voice MTÜ, Antrast , Tulser Grupp OÜ, Moskva Patriarhaadi Eesti Õigeusu Kiriku Narva Kogudus MTÜ, Pereprojekt MTÜ, Lapsele Oma Kodu MTÜ, Laste päikesekeskus Lad и другие. Также ведется сотрудничество с социальными отделами уездных правлений — например, в декабре планируется встреча с работниками социального отдела Йыхвиского уездного правления, для того чтобы обсудить возможности трудоустройства опорных лиц”.

Она пообещала, что их работники из Ида-Вирумаа в ближайшее время посетят курсы, которые проходят в данный момент, и при необходимости ответят на возникшие вопросы и расскажут о возможностях трудоустройства после окончания курсов.

”И действительно, на следующий же день к нам приходили от биржи, — рассказывает Людмила. — Правда, говорили, что мы сами должны были все узнать перед тем, как идти на курсы. Я не отрицаю, возможно, и должны были, но и они должны были нас тоже о таких важных моментах предупредить”.

В Кассе по безработице советуют женщинам обратиться к своим консультантам и все уточнить. Возможно, возникло недопонимание и речь шла о трудовой практике.

”Во время трудовой практики безработные получают стипендию и продолжают искать работу, — говорит представитель Кассы по безработице Екатерина Калиничева. — И направление на курсы, и потребность в практике, и все другие услуги Кассы по безработице согласуются с клиентами в индивидуальном плане поиска работы, который клиент подписывает”.

Что вам нужно на самом деле?

Еще один волнующий многих вопрос: как же в Кассе по безработице консультант оценивает, нужно ли человеку обучение по данной специальности или нет? И если нет, то по какой нужно?

”Это происходит в ходе консультации, — поясняет Карин Андре. — Консультант выясняет, какую работу человек ищет, и затем анализирует, кем клиент хотел бы потом работать и его возможности трудоустройства по этой специальности. Для этого он сопоставляет профиль клиента (образование, опыт работы, квалификации, знания и частичные навыки, общие навыки, личностные качества) с требованиями на данное рабочее место (требования работодателя, описанные в предложении о работе, требования и ожидания, которые исходят из специфики данной работы и ситуации в этой сфере на рынке труда в целом)”.

А также консультант проводит анализ сильных и слабых сторон человека, чтобы выяснить, может ли он участвовать в конкурсе на эту работу, как они могут повлиять на результат и насколько они существенны при поиске работы.

”И по итогам анализа вместе с клиентом принимается решение, насколько реалистично желание и возможность клиента работать по данной специальности, а также помогут ли курсы преодолеть те препятствия, которые у него имеются, — поясняет специалист. — Участие в обучении согласовывается с клиентом и отмечается в его индивидуальном плане поиска работы, который составляют для того, чтобы помочь клиенту найти работу или не потерять ее”.

Глобальное решение

При этом в Таллинне, например, на многих уровнях говорят, что опорных лиц катастрофически не хватает. Людмила же считает, что Министерство социальных дел должно как-то узаконить условия работы опорных лиц, чтобы мотивировать людей учиться по данной специальности и гарантировать им трудовой договор и медицинскую страховку.

В чем же министерство видит выход? И как решить проблему с нехваткой специалистов в одном регионе и их переизбытком в другом?

Главный специалист отдела попечительства Кетри Куппер отмечает, что в 2019–2021 годах Минсоцдел собирается разработать план, который помог бы обеспечить систему ухода работниками на долгий срок. Чтобы при возрастающей потребности на различные услуги по уходу всегда людям были бы доступны квалифицированные медседстры, специалисты по уходу, личные помощники и другой персонал. И в этой ситуации нужно переобучение, дополнительные курсы и стажировка на рабочем месте.

Она отмечает, что опорных лиц действительно не хватает и необходимость в них в разных регионах варьируется. Поскольку многое зависит и от того, как местное самоуправление организует оказание своих услуг. Поэтому имеет смысл попытать счастья в нескольких местных само-управлениях поблизости.

”Что касается медицинской страховки, то мы советуем поинтересоваться у местных самоуправлений, какого типа договоры они с опорными лицами заключают, что у людей есть какие-то проблемы с медицинской страховкой, — рекомендует специалист. — Также наши специалисты встречались на прошлой неделе с представителями волости Мяэтагузе, которые сказали, что они нуждаются в опорных лицах”.

Поделиться
Комментарии