Но оказывается, не так уж я и невпопад. Недавно сразу несколько новостных порталов разместили подборку фотографий и видеороликов, иллюстрирующих преступную бесшабашность и откровенно наплевательское отношение к жизни пассажиров (да и своей собственной) со стороны некоторых водителей, пишет "МК-Эстония". Впрочем, и среди пешеходов тоже нередки ”Анны Каренины”…

Нервных просят не смотреть!

Судя по периодическим публикациям, эта проблема остается злободневной практически непрерывно. Просто масс-медиа, в силу своей специфики, держатся на плаву главным образом за счет сенсаций, и поэтому разговор о том, как следует себя вести на пересечении автомобильных и железных дорог, попадает в поле их зрения только тогда, когда трагедия уже случилась…

Те ролики, о которых я упоминал, желательно смотреть людям с крепкими нервами. Один из них показывает, как нетерпеливый автомобилист, объехав опущенный шлагбаум, проскакивает буквально под носом у стремительно летящего поезда.

На другом мы наблюдаем такую же картину, но в качестве камикадзе здесь выступает уже пешеход, которому так приспичило перейти пути, что он делает это в нескольких сантиметрах от головного вагона …

Третий видеосюжет знакомит нас уже не с катастрофической ситуацией, а, так сказать, с ее преамбулой: трое здоровенных (по крайней мере, физически, насчет психики не уверен) парней деловито отламывают опущенный шлагбаум и уходят. Видимо, он просто мешал им пройти, а идти в обход ”гордость” не позволяет…

Насколько мы богаты?

Несколько десятков лет мы дружим с семьей, глава которой служит на железной дороге. В сферу его профессиональных обязанностей как раз входит обеспечение безопасности: проектирование, обслуживание и контроль работы оборудования на переездах. И я могу припомнить лишь редкие случаи, когда мы, бывая у них в гостях, не наблюдали, как его буквально выдергивают из-за праздничного стола по причине очередного ЧП.

В прежние времена ему специально для этой цели был положен служебный телефон, даже на даче. Сегодня, когда мобильниками не владеют разве что младенцы, ему выдали на работе особую ”трубу”, которую категорически запрещается использовать для каких-то других целей, кроме как для переговоров об авариях и ДТП.

Достигнув пенсионного возраста, он вознамерился было реально ”уйти на заслуженный отдых”. Так ведь не отпустили! Потому что таких как он специалистов сегодня на ЭЖД практически не осталось. Кто-то ушел из-за зарплаты, а кого-то ”ушли” по языковому признаку…

Почти полувековой опыт, по его собственным словам, убеждает его, что все эти причиндалы в виде шлагбаумов и светофоров — это, по сути, декорации. Потому что светофоры-семафоры действуют на хотя бы относительно дисциплинированных участников движения. Но достаточно одного (!) НЕ дисциплинированного — и все благие намерения идут насмарку. А почему, спрашивается, человек, садясь на электричку или в автобус, должен жертвовать своим здоровьем или даже жизнью, рискуя стать заложником чьей-то глупости или лихачества?!

По его мнению, радикальным решением проблемы должно стать строительство тоннелей и/или виадуков на пересечении железных и шоссейных дорог. Конечно, возведение таких сооружений — дело отнюдь не копеечное. Но ведь сказано кем-то умным: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.

При этом никто не подсчитывал, во что ежегодно обходится практически перманентный ремонт дорожного покрытия, оборудования (шлагбаумов, светофоров/семафоров и иных приспособлений) и транспортных средств (поездов и автомобилей), пострадавших в результате ДТП на переездах. Не говоря уже о человеческих жизнях или здоровье, которые вообще не имеют финансово выраженной стоимости…

Деньги на ветер

Сегодня в Эстонии насчитывается 152 железнодорожных переезда. Это только тех, которые находятся в ведении компании Eesti Raudtee (Эстонские железные дороги), не считая других владельцев путей. По опубликованным недавно сведениям, ЭЖД хочет установить на всех переездах светофоры и шлагбаумы, поскольку за последнее время на железной дороге произошло особенно много ДТП. Примерно 40 переездов уже оснащены подобным оборудованием.

Из этих сведений можно, хотя бы косвенно, получить представление о затратах. Если принять за отправную точку сумму в пятьдесят тысяч евро на один переезд (хотя на самом деле эта цифра сильно занижена, но сойдемся пока на ней), то в целом можно говорить о примерно семи с половиной миллионах евро. Учитывая необходимое обслуживание и текущий ремонт всего этого хозяйства, можно смело вести речь об десяти миллионах. А поскольку ни шлагбаум, ни светофор, как показывает практика, не являются реальным препятствием для особо нетерпеливых водителей и пешеходов, то к этой сумме еще смелее надо приплюсовывать минимум ”пол-лимона” в год.

Я не математик и не экономист, но подозреваю, что десяти миллионов может и не хватить, чтобы построить путепроводы на всех потенциально опасных участках. Но, во‑ первых, не обязательно на всех; хотя бы на основных — это уже решение. А во‑ вторых, не все можно измерить деньгами: про здоровье и жизни людей мы уже упоминали.

Если у государства не хватает средств на строительство мостов и тоннелей, то почему бы не привлечь к этому делу частный капитал? Думаю, владельцы транспортных фирм, чьи работники и материальная собственность подвергаются наибольшему риску, могли бы участвовать в финансировании подобных проектов. То же самое относится и к страховым компаниям, несущим убытки при возмещении ущерба в результате аварий.

Тут ведь главное — проявить инициативу и политическую волю. Не как ход в предвыборной кампании (хотя почему бы и нет?!), а в смысле умения видеть стратегические цели, в ряду которых на первом месте — по крайней мере, так провозглашают в своих программах все политические партии — стоит защита жизни и здоровья жителей Эстонии.

Поделиться
Комментарии