Тем интереснее, что совсем другая картина открывается в ювелирных магазинах — украшений полно, на любой вкус и кошелек. Увидеть (и даже купить) можно изделия как от известнейших брендов, так штамповку от безымянных мастерских. Как не нарваться на подделку и что нужно знать при покупке украшений — разбиралась ”МК-Эстония”.

Проблема только в одном. На покупку действительно серьезных вещей свободных денег особо нет. А как купить то, что подешевле, чтобы не обмануться — мы не знаем. Еще один вариант — спонтанная покупка, когда хватаешь украшение сгоряча, а потом выясняется, что оно и не подходит, и вообще, хотелось другого… Кроме того, вроде бы самый надежный металл — золото, начинает себя вести, прямо скажем, странно.

Золото нормальное, это сплав такой

”Я не буду называть это место, потому что история уже завершилась, — рассказывает Марина. — Но пусть мой опыт послужит другим. Я купила в одном очень небольшом магазинчике золотое украшение, которое уже через пару недель носки пошло пятнами. Очень удивительно, ведь, насколько знаю, золото не подвержено никакому воздействию. Отнесли на экспертизу. Там сказали, что все в порядке, проба соответствует, якобы это сплав такой. Почистили, стало лучше. Но деньги на ветер, я уверена, что меня обманули, теперь вообще боюсь покупать что-либо”.

Расстроенная покупательница все равно винит магазин в том, что продают некачественный товар. И подозревает, что экспертиза тоже была проведена некачественно — наверняка, все в сговоре.

На самом же деле, такой вариант развития событий совсем не редкость. И ничего удивительного или ужасного в этом нет — такое поведение украшения вполне допустимое явление. Хоть, конечно, и неприятное.

Те, кто никак не связан с ювелирным бизнесом, искренне полагают, что золото не реагирует ни на что. И по большому счету — они правы. На этот металл действительно сложно воздействовать. Но только если золото представлено в чистом виде.

”Например, 585-я проба на изделии говорит о том, что золота в сплаве не менее 58,5%, — поясняет Елена Мухамедянова, руководитель Эстонской пробирной палаты (Eesti Proovikoda) — одного из дивизионов Metrosert AS. — А остальная часть приходится на другие металлы, обычно это серебро и медь. Медь особенно легко окисляется и реагирует с серой, которая очень часто содержится в косметических средствах. При этом образуются соединения черного цвета — оксиды и сульфиды — тонкие пленки, которые мы и видим как потемнение на изделии. Внешне украшение теряет свою привлекательность, хотя содержание золота в сплаве остается прежним”.

Так что изделие будет действительно соответствовать пробе, но… Проверить это в магазине невозможно.

”Продавцы и сами не могут сказать, какой конкретно сплав присутствует в том или ином изделии — нам об этом никто не сообщает, — говорит директор эстонского отделения ювелирного салона Grenardi Юлия Шандра. — По закону, на ценнике продавец обязан указать наименование, вес изделия, пробу, камни и их вес (если речь о драгоценных) Но точный ”рецепт” сплава — увы. Поэтому, есть вероятность того, что в сплаве окажется металл, который под воздействием кремов или парфюма начнет окисляться. И это не зависит от стоимости украшения. К счастью, все легко поправимо — чистка изделий обычно стоит 3–5 евро, и былую красоту вам вернут за считанные минуты”.

Откуда золотишко?

Это вовсе не повод говорить о том, что изделие плохого качества — это даже не гарантийный случай. И обвинять крохотный магазинчик в некачественном товаре тоже скоропалительно.
Куда хуже, когда под видом золота вы покупаете вовсе не золото. И даже не серебро в позолоте. Тут важно знать, откуда украшения поступили в Эстонию. И не бояться задать этот вопрос продавцу.

”Серьезные салоны предпочитают работать с поставщиками из Европы, — поясняет Юлия Шандра. — Это проверенное качество, интересные модели. Мы, например, работаем с итальянскими мастерскими, они отличаются по стилю, такую работу видно сразу. От сотрудничества со странами Востока мы практически отказались”.

Особо стоит быть осмотрительным при покупке ювелирных украшений на рынке восточных стран. Например, очень простой и хитрый вариант мошенничества по-турецки. На большей части восточных украшений можно увидеть только пробу, — рассказывает Юлия. — И проба эта стоит на замочке изделия. Вы покупаете, со временем цепочка начинает вести себя подозрительно, или же просто захотели отнести ее в лом, чтобы сдать и приобрести что-то новое. Когда начинают оценивать изделие, выясняется, что цепочка совсем не золотая. А замок да — с пробой. С ним все хорошо. Но покупали-то вы всю цепочку как золотую”.

К счастью, такие истории встречаются редко, но проверить наличие двух знаков на изделии: пробы и именника вы должны обязательно. (На продаваемом в Эстонии ювелирном изделии из драгоценного металла всегда должна стоять проба и так называемый именник — штамп либо производителя, либо, если речь идет о странах, не принадлежащих ЕС, штамп поставщика). Если на украшении стоит только проба, лучше не рисковать.

Кстати, замечание. Сейчас на рынке ювелирных украшений появился еще один игрок — это Гонконг. Не спешите пугаться — все в порядке, прекрасное соотношение цены и качества, украшения с хорошим дизайном.

Имя, сестра, имя!

Отдельно обратим ваше внимание на клейма. И знаете почему? Именно благодаря клейму вы, в случае чего, сможете восстановить авторство украшения.

”В Эстонии обязательными клеймами на ювелирных изделиях являются знак пробы (всем нам привычные цифры 925, 585 и др.), указывающий на содержание драгоценного металла в сплаве изделия, — объясняет Елена Мухамедянова. — И так называемый именник производителя или импортера изделия — ”знак ответственности”.

Теперь уточнение. Нанося на изделие обязательные клейма, изготовитель или импортер берет на себя ответственность за пробу изделия, но это не означает, что проба изделия была проверена. Только дополнительно нанесенные на изделие контрольные клейма Пробирных палат (различных стран) означают, что проба изделия была проконтролирована независимой компетентной организацией. В Эстонии символом нашей Пробирной палаты является лев.

Если вы находите и это клеймо на изделии, можете быть спокойными — проба соответствует заявленной.

Но с 2004 года проверка пробы ювелирного изделия в нашей стране является необязательной, причем для всех изделий (как для изготовляемых в Эстонии, так и для импортируемых в Эстонию). И, к сожалению, на нашем рынке число изделий, проба которых проверена, небольшое.

Правда, стоит отдать должное продавцам — стараются работать честно. Что в крупных магазинах, что в маленьких.

”Если говорить о покупке новых изделий (это не распространяется на изделия, предлагаемые к продаже ломбардами), то в моей 20-летней практике не было случая, чтобы купленное как золотое изделие на самом деле было бы не из золота, — подчеркивает Елена. — Иногда обнаруживается, что содержание золота не соответствует нанесенному на изделие знаку пробы. И чаще всего это случается с изделиями, сделанными на заказ у местных ювелиров”.

То, что у нас работают честно, подтвержает и Департамент защиты потребителя. По их данным, с претензиями к ювелирным украшениям обращаются крайне редко, в этом году было лишь 9 жалоб — украшение либо поменяло цвет, либо сломалось.

Где мои гарантии?

Гарантийным случаем у нас пытаются считать почти все. Зачастую забывая элементарное — правила по уходу за украшениями. И правила носки изделий.

Например, потемнение золотого украшения — история, с которой обратилась наша читательница.

”Факторы, когда металлы сперва начинают окисляться, в буквальном смысле находятся на нас, — объясняет Елена Мухамедянова. — Иногда ювелирное изделие может потемнеть и в результате контакта с потом человека”.

Юлия Шандра добавляет, что такая реакция абсолютно естественный процесс — человек это очень тонкая ”химическая” субстанция: мы мало того что пользуемся всевозможными кремами и спреями. Мы еще и питаемся, принимаем лекарства и витамины — это выделяется с потом и кожной секрецией.

”Что вступит в реакцию, как поведе себя украшение в носке — предугадать не может никто, — говорит Юлия. — На одной даме, например, все будет прекрасно, а другая будет жаловаться, что ее обманули, мол, от сережек или кольца темные следы. На самом деле это просто организм так реагирует”.

Снизить такую вероятность можно. Но придется повысить пробу изделия: по словам Елены Мухамедяновой, влияние внешних факторов можно снизить, если увеличить содержание чистого золота в сплаве. Например, покупать украшения 750-й или 916-й пробы.

”Но на рынке Эстонии таких предложений немного, основная масса предлагаемых к продаже изделий имеет 585-ю пробу”, — добавляет она.

Или взять, к примеру, белое золото. Мы привыкли видеть прекрасные сверкающие холодом цепочки, кольца, серьги и браслеты, полагая, что белое золото именно так и выглядит. И когда со временем металл тускнеет, становится чуть желтоватым, вполне резонно думаем, что в магазине нас жестоко обманули. Время прошло, сроки истекли — куда бежать и что делать?

”Чистое белое золото совсем не такое эффектное, каким вы привыкли видеть его в магазине, — улыбается директор ювелирной сети Grenardi. — Оно матовое, с легким зеленоватым оттенком. А чтобы появился роскошный блеск, его покрывают слоем родия. Со временем этот слой сходит или истончается. Но в ювелирной мастерской украшению смогут вернуть былую красоту — это поправимо”.

У вас ус отклеился

То, в каком виде приносят украшения на ремонт и требуют еще сделать его бесплатно, предмет долгих историй.

”Обидно, когда приносят кольцо со слоем грязи, мыла, крема и пытаются уверить, что даже из коробочки не доставали, — вспоминает Юлия. — Иногда отламываются крапаны — крепления-усики, удерживающие в камень. Чаще всего это результат собственной небрежности — что-то неудачно зацепили. Но клиенты регулярно пытаются настоять, что это заводской брак. Тогда назначается экспертиза, ювелиры рассматривают место повреждения под очень чильным увеличением. Некачественная пайка заметна сразу. Поверьте, чаще всего дело в неаккуратности владельца украшения”.

В магазине всегда дадут памятку по уходу за ювелирным изделием. И еще раз объяснят простые вещи — сначала все косметические процедуры и одежда, и только потом украшения. Сначала все спреи и гели. И только потом серьги и цепочки.

Никогда не мойтесь и не спите в украшениях — мыло может повредить камни (некоторые очень нежные и требуют особого ухода), а во сне легко порвать цепочку или деформировать серьги.

”Еще одно правило — цепочка должна быть минимум в два раза тяжелее кулона, — объясняет Юлия Шандра. — Иначе она может порваться или деформироваться под тяжестью украшения. И это не гарантийный случай”.

Белый желтый камешек

Камни — это отдельная и очень сложная история. Чаще всего покупают небольшие и недорогие — цирконы, фианиты, кварц, осколки бриллиантов. Эти камни относительно выносливы и могут потерпеть и мыло, и шампунь, и даже лак для волос (хотя пленка от лака появляется мгновенно).

Но натуральные камни, особенно жемчуг или агат, такого обращения не потерпят.
”Приходила клиентка, жаловалась, что ее белоснежные агаты в серьгах пошли коричневыми пятнами, — приводит пример Юлия. — Ювелир осмотрел изделие, очень удивился, а потом все понял. Дело в том, что агат — камень пористый. А дама недавно покрасила волосы в темно-шоколадный цвет. И всё — пошли пятна. Жемчуг вообще не выносит ни мыла, ни воды, ни прямых солнечных лучей, например. Его нужно хранить отдельно от других украшений”.

Дутыши

Кто-то возмущается, что сейчас смотришь — красивая вещь, выглядит неплохо, а в руки берешь — она легкая-легкая. Оказывается, дутое золото. ”А цена та же”, — возмущается покупательница.

Ответ прост. За последние десять лет цена на золото сильно выросла. Сохраняя прежний вес изделий, ювелиры тем самым сделали бы его недоступным для среднего класса, а ведь именно средний класс является основным покупателем украшений, предлагаемых магазинами.

”Рынок на такое отозвался оптимизацией, — говорит Юлия. — Стали изготавливать легкие объемные украшения, сохранив цены на прежнем уровне. Разумеется, за ними нужно бережно ухаживать и оберегать от деформации. Саме простое правило: пришли домой, снимите сразу все украшения, спокойнее будет”.

Поделиться
Комментарии