Инцидент, по словам мамы одного из учеников, произошел 28 февраля, во время большой перемены. Один из учеников, по ее словам, вел себя некорректно, но вместо того, чтобы наказать нарушителя, наказали весь класс.

”Теперь дети едят не в 11 часов, а в 13, после пятого урока! — возмущается мама. — А многие утром, уходя в школу, не завтракают. До обеда времени очень много, и дети сидят теперь на уроках голодные!”

Школа: всё не совсем так!

Директор Маардуской гимназии Павел Титов подтвердил, что такой инцидент и правда был, но, по его словам, наказали не весь класс, а только нарушителей, которые три дня питались отдельно от класса.

Директор пояснил: плохое поведение заключалось в том, что несколько мальчиков гнули вилки и бросались хлебом в столовой, оставив после себя форменное безобразие. И это было уже не раз и не два, поэтому и прибегли к таким мерам.

Почему же наказали весь класс? Почему же и девочки тогда остались без обеда в 11 часов?

”Девочки не питались в 11 часов только один день, — пояснил директор. — Да, среди них есть те, у кого сахарный диабет. Потом мы разобрались и наказали только нарушителей”.

Что же касается тех, кто не завтракает дома, то директор считает, что это проблема не только школы. И они детей из неблагополучных семей кормят еще и дополнительными обедами.

”Помимо этого в столовой всегда есть бесплатное молоко, да и хлеб можно поесть, если совсем уж голод замучал”, — не видит проблемы директор.
В целом позиция директора сводилась к тому, что проблема яйца выеденного не стоит. ”Вам что, писать больше не о чем?” — даже спросил он под конец беседы.

Разумно и пропорционально

Однако другие педагоги были шокированы подобными методами наказания учеников. Тем более что закон дает школам широкий спектр мер воздействия на детей — без того, чтобы попирать их основные права и лишать еды.
Специалисты Таллиннского департамента образования отмечают, что с такими случаями к ним до сих пор еще никто не обращался. И если подобные ситуации происходят, то их, как правило, решают на месте.

Руководитель отдела внешней оценки Министерства образования и науки Кристин Холло также отмечает, что подобные случаи (о которых знает министерство) скорее единичны и их удается решить в сотрудничестве со школой. Специалист подчеркивает, что каждый инцидент в школе следует внимательно и детально проанализировать. И различные меры влияния на учеников не являются единственным способом их дисциплинировать.
”Главная цель — разрешить ситуацию таким образом, чтобы ученик понял последствия своего поступка, — отмечает специалист. — Только в этом случае воспитание будет результативным”.

Закон, добавляет Кристин Холло, также не говорит о наказании учеников. А лишь о различных мерах воздействия на них. Чтобы они мотивировали детей вести себя согласно распорядку школы и других уважать, а также предотвращать опасные ситуации в школе.

И меры эти должны быть обоснованными, уместными и пропорциональными проступку ребенка.

”Закон также требует, чтобы до того, как применять меры воздействия, педагоги обязательно выслушали и объяснения ученика, — подчеркивает еще один важный момент Кристин Холло. — А также разъяснили бы, почему выбирают именно такую меру воздействия”.

Обязательно нужно при выборе меры наказания учитывать конкретные обстоятельства и индивидуальные особенности учеников (в том числе, их особые потребности и состояние здоровья). Так называемое наказание не должно быть чересчур невыносимым ни для одного ученика.
Помимо мер воздействия администрация школы может обсудить ситуацию сообща и придумать, какие меры можно принимать в случае повторения подобных инцидентов.

Первичные потребности должны удовлетворяться

Опрошенные нашей газетой педагоги в один голос говорят, что едой детей наказывать нельзя. (При этом мы не говорили, в какой школе произошел инцидент — прим. ред.)

”Дети — это дети, — говорит завуч Маардуской основной школы Анна Кукарешникова. — Они могут по-всякому себя повести. Но мы даже с учениками 8 и 9 классов ограничиваемся беседами. До серьезных мер, как правило, не доходит. Не говоря уже о том, чтобы отстранять от еды”.

Обычно, по словам за-вуча, достаточно одной серьезной беседы с учеником, чтобы тот понял, что этого делать категорически нельзя, и, как правило, это больше не повторяется.

Из мер воздействия теоретически еще есть письменный выговор за подписью директора за недостойное поведение ученика такого-то класса. Выговор вывешивается на всеобщее обозрение на доске объявлений, и нашкодившему ученику, мягко говоря, после такого смотреть в глаза одноклассникам очень неприятно! Или можно пригласить ребенка на педсовет вместе с родителями.

”Но еды мы никогда не лишаем! — говорит завуч. — Ведь есть неблагополучные семьи, дети приходят, не позавтракав, и мы стараемся таких детей по несколько раз кормить. Но лишать за проступки питания… Никогда!”

Психолог Таллиннской гуманитарной гимназии Ольга Ларина считает, что первичные потребности детей — в том числе, и в еде — должны быть удовлетворены. И нельзя наказывать учеников, лишая их возможности поесть.

”Нужно говорить с детьми, объяснять им последствия их поступков, — подчеркивает психолог. — Вероятно, директор данной школы — мужчина. Я не могу давать оценки его поступку, но, похоже, ситуация зашла уже настолько далеко, возможно, это повторялось несколько раз, и он принял кардинальные меры. Но все же нужно разобраться, кто виновен, и наказать именно тех, кто нашкодил. Если же класс покрывает хулиганов, то можно разговорами и убеждениями все же достичь договоренности, что ответственность пусть несут те, кто нахулиганил, а не все”.

Психолог отмечает, что, конечно, нужно разобраться в мотивах, почему дети так делают и чего они хотят добиться?

Ольга Ларина считает, что в подобных ситуациях можно и нужно привлекать родителей. Собраться вместе с классом и обсудить, что делать в этом случае. Возможно, некоторых детей не устраивает существующее положение вещей, когда приходится покрывать хулиганов, но прослыть ”стукачом” тоже не хочется. И если родители окажутся разумными и сумеют высказать точку зрения ребенка и найти сообща решение, то ситуация вполне может быстро разрешиться.

Поделиться
Комментарии