Род Валерия Краснокутского берет начало от сосланного в Якутск декабриста. Благодаря его матери-архитектору город в районе вечной мерзлоты перестал быть одноэтажным. Сам Валерий когда-то строил БАМ, а теперь больше четверти века работает в Эстонии. В качестве дипломированного доктора китайской медицины год назад он побывал на стажировке в Поднебесной. А еще Валерий — президент Таллиннского общества моржей, который уже лет 40 минимум дважды в неделю окунается в прорубь.

Мы сидим в его рабочем кабинете неподалеку от Кадриорга. Мой собеседник угощает меня китайским черным чаем с чесноком, от примитивной дровяной печки в его кабинете веет приятным теплом, пахнет благовониями. Мой собеседник в свои 65 лет сложен, как Аполлон или Ефим Шифрин в пору выступления в цирковом шоу. В общем, культуристы отдыхают.

Оно и понятно: доктор Краснокутский — президент Таллиннского общества моржей, уже лет сорок минимум дважды в неделю окунается в прорубь, а по утрам и вечерам обливается холодной водой едва ли не с младенчества. И даже простуду и вирусный грипп лечит ледяными ваннами.

- Заболеть могу, только если скрюченный радикулитом пациент еще и вирусную инфекцию занесет, — говорит он. — Как-то на прием пришли три таких больных подряд. У меня — температура под сорок, а я дома — под ледяной душ. Жена скандал уcтроила, семейной докторше на меня настучала, а та ей: "Не трогайте его: у него организм к этому приучен. Ему поможет". И мне действительно с ходу полегчало. А на следующий день я про хворь и думать забыл.

Спасибо князю Вронскому

- Домик, где вы ведете прием, похож на избушку на курьих ножках из сказки. Это попытка приблизиться к восточному стилю в прибалтийских условиях?

- Просто помесь расчета с везением. Большой деревянный дом, выходящий на улицу Келери, в конце ХIХ — начале ХХ века принадлежал князю Вронскому. Там была летняя резиденция коренных петербуржцев Вронских. А в домике во дворе, сложенном из бутового камня, размещались хозяйственные постройки — прачечная и гладильня. Эту "прачечную" я и арендую сейчас у квартирного товарищества. Так как князь в 1918 году бежал во Францию, успев продать дом гражданину Латвии, а в начале 90-х прошлого века эстонское государство не признало права наследников этого латыша, то квартиры были приватизированы жильцами.

А повезло мне потому, что, по фэн-шую, здесь великолепная энергетика: домишко находится под защитой трех высоких деревьев — клена, липы и каштана, укрывающих его от неблагоприятных воздействий. Лучшая же энергетика внутри дома — в том месте дивана, где вы сидите. Его инстинктивно выбирают все мои гости и пациенты.

Прапрапрадед — ссыльный декабрист

- В Харьковской губернии есть Краснокутский район. Логично предположить, что у вас украинские корни. Однако родились вы в Якутске, а мединститут заканчивали и вовсе в Благовещенcке, на самой границе с Китаем. Отец был военным или ваши родители отправились на Крайний Север за большими заработками?

- Вовсе нет, просто предок был декабристом. Николай Семенович Краснокутский, обер-прокурор Киевской губернии состоял в правлении одного из тайных обществ. После разоблачения заговора декабристов был лишен чинов и сослан на поселение в самый глухой уголок Сибири — в Якутск. Этапировали его вместе с другими ссыльными к месту назначения полтора месяца. На лошадях, в кандалах да в зимнюю стужу. Впрочем, в Якутске, где я родился, железной дороги и сейчас нет, летом грузы и людей перевозят по рекам, зимой — автотранспортом, которому в теплое время по полуоттаявшей почве в зоне вечной мерзлоты передвигаться невозможно. После отбытия наказания мой предок с семейством в европейскую Россию не вернулся, заделавшись настоящим сибиряком. От него и пошел наш род.

- Интерес к медицине у вас от родителей?

- Отец был инженером, мать — главным архитектором города Якутска. До нее город был сплошь одноэтажным. Она, пользуясь новейшими для того времени технологиями, спроектировала первые двухэтажные дома. Теперь же там полно пятиэтажек, построенных на сваях. А врачом у меня была бабушка, привившая мне интерес к этому делу. Я уже в двенадцать лет ставил пиявки. После школы закончил мединститут в Благовещенске.

- Восточной медициной увлеклись потому, что в приграничье китайцев полно?

- Действительно, в студенческие годы, общаясь с корейцами и китайцами, перенял у них много интересного. Потом работал невропатологом. В Комсомольске-на-Амуре и на БАМе. На главную комсомольскую стройку меня отправляли даже дважды.

Во всем любовь виновата

- Каким же ветром коренного сибиряка с китайскими привычками занесло в дождливый Таллинн?

- Знаете, как в песне поется: "Во всем любовь виновата". Свою возлюбленную я встретил в Комсомольске-на-Амуре, куда коренную таллиннку направили по распределению после окончания Таллиннского политехнического института. В середине 70-х мы вернулись с ней в Таллинн, где у ее родителей была квартира.

- Вы — человек влюбчивый? Часто с вами это случалось?

- Периодически. Это дает стимул жить, творить, искать нестандартные решения.

- А сколько раз были женаты?

- Один. Результат — двое детей и один внук, студент Тартуского университета.

- Будущий врач?

- Нет, инфотехнолог-математик. Под любовью я имею в виду и страсть к своему делу, и желание докопаться до истины, а не только чисто сексуальные моменты.

- Если бы вам на крючок попалась золотая рыбка, в какой стране захотели бы жить?

— Самое лучшее место то, где ты делал первые шаги, когда деревья были большими, а друзья с соседнего двора — главными людьми в твоей жизни. Для меня это Якутск. Там живут братья, да и сын недалеко — в Комсомольске-на-Амуре.

Китайцы живут на 22 года больше

- В той провинции Китая, где вы полтора года назад проходили длительную стажировку, продолжительность жизни мужчин 89 лет, женщин — 90. У нас, как известно, мужчины едва дотягивают до 67. Неужели в Китае так медицина развита, или китайцы сплошь правильно питаются и не имеют иных вредных привычек?

- Традиционная (западная) медицина работает со следствием — болезнью, восточная — с причиной. Китайский врач непременно осмотрит лицо, язык, руки, посчитает пульс и выпытает, как вы питаетесь. Правильный подбор продуктов у них помогает избавиться от многих болезней, включая гипертонию и пневмонию. К примеру, зимой не рекомендуется есть сырые фрукты, так как они в целях длительного хранения подвергаются радиоактивной обработке. Категорически не советуют употреблять оранжевые фрукты после обеда.

- Вы следуете этим рекомендациям?

- Во всяком случае, мандарины-апельсины стараюсь есть только утром.

- Вы — сторонник лечения голодом?

- В китайской медицине такого понятия нет. Без пищи организм впадает в стресс, даже может произойти общее отравление, так как он будет искать замену пище внутри себя — там, где валяются шлаки. Организм положительно реагирует на спокойное воздействие. Главные столбы китайской медицины — сбалансированное питание, траволечение и иглоукалывание. Все в организме связано: если вы часто гневаетесь — может пострадать печень, если бестолково радуетесь — вред сердцу, если чрезмерно думаете — плохо селезенке. Здоровье — это равновесие.

- Медобслуживание в коммуниcтическом Китае бесплатное?

— Горожанам государство компенсирует 80 процентов затрат на лечение в больнице, а сельские жители почему-то платят сами. Но врачей там уважают почти так же, как секретарей парткома. Доктора не только не берут денег за лечение, но за банальную шоколадку или букет цветов от благодарного пациента могут вылететь с работы.

Водка после проруби

- Вы, вероятно, поклонник китайской кухни?

- Предпочитаю русскую. К тому же, китайцы водку пьют горячей, она должна быть температурой градусов 25.

- Алкоголь, по-вашему, друг или враг?

- Стаканчик водки после того, как окунешься в прорубь, — это полная эйфория в течение двух-трех минут. В Сибири на Крещенье эту прорубь всегда батюшка освещал. А пюхтицкие монашки говорят, что при этом лярвы (бесы) выходят. Касательно же алкоголя убежден: рюмка красного вина перед обедом — во благо, а полбутылки — уже перебор. Как любой яд, который в мизерных дозах лечит, а в больших — убивает.

- А отдыхаете вы как?

- В отпуске не был лет десять минимум. Книги, журналы читаю в основном по специальности, а в дальней дороге для разрядки детективчик проглочу.

В этот момент на мобильный Валерия позвонила его жена. "Большинство пациентов вашего супруга — женщины. Не ревнуете?" — поинтересовалась я у нее и услышала в ответ: "К работе не ревную, хотя она и женского рода".

Поделиться
Комментарии