Википедия на русском языке, написавшая про фриганизм в Эстонии, делает отсылку на статью в интернет-издании ”Частный корреспондент”, где, однако, никаких доказательств такому утверждению не приводится.

Есть и у нас


В местных СМИ несколько публикаций о фриганах находится, но назвать это массовым явлением все же никак нельзя. Так, в 2016 году в тематическом разделе портала Delfi под названием Omamaitse (эст. Свой вкус) было опубликовано интервью с двумя девушками, Трийну и Лаурой, которые рассказывали о своем опыте питания на помойках, но… не в Эстонии, а за рубежом, хотя впервые попробовали это в Тарту.

Но на прошлой неделе пришла новость, что ученица Валгаской гимназии Каари Уйбомяги, написавшая исследовательскую работу под названием ”Фриганизм”, награждена поездкой в Мьянму. Это приз за победу на конкурсе, который организовало некоммерческое объединение Mondo.

В своей работе Каари Уйбомяги не только изучила принципы фриганизма, но и сама применила их на практике.

”Используя выброшенные продукты, я научилась уважать людей, которые волнуются о благополучии нашей планеты и устроили свою жизнь так, чтобы их влияние на экологию было минимальным. Я научилась брать ровно сколько, сколько мне нужно”, — отмечает школьница в своей работе.

Пример из жизни


Но если у нас о фриганах говорят не так много, то в целом в мире это довольно популярное движение. Журнал The Village опубликовал несколько историй людей, сознательно отказавшихся от покупки еды по идейным соображениям.

Виргинии Ивановой 36 лет. Однажды она увидела, как в мусорные контейнеры сбрасывают ящики с хлебом, и заплакала. Тогда в семье было сложно с финансами: родился третий ребенок.

”Я вытащила хлеб, сложила в большой пакет и отнесла домой. По дороге половину раздала соседям. Меня возмутило кощунственное отношение к продуктам, и я начала интересоваться этой темой — помогли тематические сайты и знакомства с фриганами. И была в шоке, когда узнала, что выброс нормальных продуктов — повсеместное явление”, — рассказывает женщина.

Сейчас она ходит за фригой (просроченной едой, как ее называют сами фриганы — прим. ред.) несколько раз в неделю и тратит на каждый рейд до трех часов.

По словам Виргинии, попадаются продукты с неистекшим сроком годности. И она на собственном опыте убедилась, что на деле он часто куда больше указанного. Поэтому есть просрочку не страшно.

”Для себя выделила несколько правил. Молоко не портится пару дней после указанного срока, а кисломолочка отлично простоит и неделю. Хлеб съедобен четыре-пять дней и не плесневеет. Подпорченные фрукты и овощи я промываю горячей водой с мылом, очищаю и превращаю в компоты, джемы, соусы и суповые заправки, — делится она советами. — С рыбой и мясом нужно быть осторожнее: лучше понюхать и не рисковать, если запах показался неприятным. Охлажденное мясо быстро приходит в негодность, но я кладу его в морозилку и выигрываю еще две недели. Также всегда следую совету: колбасные, молочные и мясные продукты лучше брать в закрытой упаковке. Лекарства на мусорках не беру, тем более — с истекшим сроком”.

За время фриганства Виргиния ни разу не отравилась.

”Я доем, если никому не нужно”


27-летний Ян Лисицкий занимается фриганством два года. Как говорит он сам, надоела рутинная жизнь, поэтому два года назад он начал путешествие автостопом из Омска по России. Узнал о фриганстве еще в своем городе, но в сибирской глуши это редкость: просрочку списывают, отвозят на свалки, или она расходится по домам продавцов.

”Вплотную я познакомился с фриганством в Екатеринбурге. Так как денег было немного, путешествуя, я вписывался к людям бесплатно и экономил на продуктах. Но отблагодарить хозяев все же хотелось. Поэтому я спросил местных фриганов, и мне показали мусорки. Я бы поражен количеством выбрасываемого. Первое время мне везло: я приносил много фриги, которую можно было есть, и хозяева радовались”, — рассказывает Ян.

Но позже он понял, что это энергозатратно — нужно много сил и времени.

”От нахождения точки до полной уверенности в том, что там будет фрига, проходит около двух месяцев. При этом атаковать точку приходится ежедневно — так можно узнать больше о времени выброса продуктов”, — поясняет фриган.

Ян говорит, что тоже ни разу не травился. Овощи и фрукты он моет проточной водой, больше с ними ничего не нужно делать. Иногда вырезает гниль или плесень.

”Качество молока, йогурта, кисломолочки определяется по первому глотку. Если запах творога неприятный, можно использовать его для приготовления сырников, оладий и других вкусностей. По опыту: если срок годности закончился вчера, то пить еще можно, — делится советами Ян. — Мясо попадается реже, и определить его свежесть сложно. Нужно проверить упаковку, запах, вид. Обычно протухшее мясо становится серым, так как краситель уже не работает. Если совсем протухшее, можно срезать верхнюю часть и съесть остальное”.

И еще одно наблюдение от Яна: если попалась удачная точка, то у фриганов работает негласное правило — не брать больше, чем необходимо.

А вот 26-летний Андрей занимался фриганством лишь три месяца, после чего вернулся к обычным привычкам в питании.

Началось все с того, что он решил съехать от родителей и снимать квартиру. Потратил все деньги на аренду, залог и обустройство, и не мог позволить себе сходить в кино или купить одежду. Тогда Андрею попалась статья про фриганов, которые собирают еду, выбрасываемую ресторанами. Оказалось, что многие из них хранят продукты не больше 24 часов, потом просто выкидывают.

”В тот же вечер я пошел посмотреть, как это происходит. Схема оказалась такая: еду привозят ночью, весь день она продается, а после закрытия, около 23:00, — выбрасывается. Работники сгребают все остатки с полок в целых упаковках и кладут в одноразовые пакеты. Через полчаса уборщик отвозит их на тележке в контейнер. Насколько он был чист — не знаю, но ощущения грязи и мусора не возникло”, — рассказывает Андрей.

Мужчина занимался этим примерно три-четыре месяца, но в итоге понял, что фриганство никогда не перестанет быть чем-то маргинальным.

”Нельзя снимать квартиру, общаться с друзьями и каждый вечер идти не в магазин за продуктами, а копаться в мусорке рука об руку с бомжами. И вроде ты их не касаешься, упаковки чистые и проблем нет. Но факт: ты роешься в контейнерах. Это взращивает комплексы. Должен быть сильный внутренний стержень и характер, чтобы существовать в этом режиме и не чувствовать себя изгоем”, — заключает Андрей.

Поделиться
Комментарии