Арена, можно сказать, жила двойной жизнью. В подтрибунных помещениях шла активная работа ради того, чтобы в итоге зрители по всему миру видели красивую картинку. За несколько дней до начала чемпионата в Saku Suurhall начали монтировать свет, звук, места для членов жюри, столики для телекомментаторов и непосредственно ледовую площадку. Кстати, толщина льда составляла 4,5 см, а за уровнем температуры наблюдал специалист с прибором, похожим на лазерную указку: наводишь на лед, нажимаешь кнопку, и на специальном дисплее высвечивается температура. Попросил и себя замерять. С расстояния одного метра датчик установил температуру тела журналиста — 36 и 6.

Эстонцам — право первой ночи

Нашего брата приехало в Таллинн достаточно большое количество. Доминировали представители российских СМИ. Причем трем ведущим телеканалам было недостаточно той картинки, которую им предоставляли организаторы и они прислали свои бригады. Правда работать от бортика им не позволяли условия организаторов и охранники фирмы G4S, отвечавшие за безопасность мероприятия. Зато в микст-зоне (помещение под трибунами, где после выступления фигуристы, по желанию, общаются с прессой) властвовали практически безраздельно.

По крайней мере, это утверждение справедливо в отношении спортсменов из России. Но, коль скоро чемпионат Европы проходил в Эстонии, все-таки право первой ночи (в смысле — интервью) оставалось за представителями спортивной редакции ЭТВ. Хотя вот русской редакции "Актуальной камеры" после откатки Евгением Плющенко произвольной программы разрешили задать спортсмену всего один вопрос, ответив на который будущий шестикратный чемпион взял из рук своего директора мобильный. "Женя, поговори, надо — это телеканал "Россия", прямой эфир", — сказал Ари Закарян спортсмену.

Интересный эпизод произошел после выступления немецкой пары Робин Шолковы/Алена Савченко. Корреспондент ЭТВ попросил фигуристов ответить на несколько вопросов, на что Алена заявила, что говорить будет по-русски и вопросы просит тоже задавать на ее родном языке. "А как же Робин?" — уточнил журналист. "Ну, окей, один вопрос Робину, а остальное мне и по-русски!".

Моя охрана меня бережет

Охрана, о которой мы уже вскользь упомянули, была на высшем уровне. Будучи свидетелем самых разных соревнований, могу сказать, что зачастую именно охранники могут испортить все настроение, т.к. по одной им ведомой причине начинают лезть не в свои дела. В Таллинне все организовали так, что секьюрити вроде было предостаточно, но они не мешали — их просто не было заметно. Вот так и должно быть.

С одним из работников службы безопасности по имени Денис я заговорил сам. Молодой человек ходил по коридорам в коньках. Оказалось, что у него функция была сродни НХЛовскому тафгаю — он отвечал за порядок непосредственно на льду. "В фирме после того, как мы получили право охранять чемпионат, был проведен опрос — кто умеет кататься на коньках? Задача такого человека на этом соревновании — остановить, в случае беспорядка, человека или группу лиц, выскочивших на лед. А у меня опыт большой — в хоккей с детства играл! Так что, если надо будет кого-то встретить на льду, мало не покажется", — сказал Денис. Его помощь, кстати, не потребовалась.

Специально к этому турниру организаторы выпустили несколько брошюр и журналов, из которых гости столицы Эстонии могли узнать интересные факты о нашем городе. Так, например, в официальной программке чемпионата, знакомящей с Таллинном, первым пунктом указано то, что у нас снимали легендарный "Сталкер" Тарковсокого. Не обошли вниманием организаторы и нашу продвинутость в сфере высоких технологий, упомянув Эстонию как одно из мест разработки крупных интернет-сервисов, таких как "Скайп". В пресс-центре многие журналисты были приятно обрадованы бесплатным интернетом.

Многие обратили внимание и на оформление так называемой Kiss & Cry Area (скамейка слез и поцелуев — место, где спортсмены ждут решения судей). Задняя стена этой зоны была одновременно и экраном, на который проецировались виды Старого Таллинна, и таким образом создавалось впечатление, что фигурист сидит, например, на Ратушной площади.

Ягудина не забыли

Побывав на одной из первых тренировок фигуристов за несколько дней до соревнований, я был удивлен серьезным сокращением зрительских мест. Практически целая трибуна была отдана журналистам, да еще и всевозможные специальные службы требовали места. В итоге из 7200 сидячих мест осталось чуть больше 4 тысяч. Да и на них практически в любой день, кроме финала мужского одиночного катания, можно было достать билеты. Например, на гала-представлении оставались нераспроданными билеты номиналом в 780 крон. Правда, при этом в зале был аншлаг. Такое иногда случается.

Публика в Таллинне вела себя по всем законам шоу-бизнеса, то есть настроение у народа день ото дня улучшалось, достигнув апогея к завершению соревнований. Естественно, больше всего аплодисментов досталось эстонским спортсменам и российской сборной. Если брать в расчет остальных туристов, то удивил большой наплыв французов, англичан, швейцарцев и немцев. Изначально предполагал, что на трибунах будут преобладать жители Скандинавии, однако те же финны подъехали лишь к субботе (в этот день соревновались одиночницы), чтобы поддержать уже бывшую чемпионку Европы Лауру Леписте. Обратил на себя внимание и факт "боления" как искусства. Например, немцы привезли с собой огромное количество барабанов, а швейцарцы ходили по залу с огромными альпийскими колоколами на шее — такие они надевают на своих коров.

Не ограничивались болельщики криками и аплодисментами. Многие из пришедших проявили и творческий подход в вопросе поддержки любимых спортсменов, развесив по залу многочисленные баннеры.Удивил баннер в поддержку спортсмена, который не выступает уже несколько лет. На плакате было написано "Yagudin Forever". Какое отношение этот, безусловно, талантливый фигурист имеет к данному первенству — осталось загадкой.

Вишенка на торте

Вишенкой на торте под названием "Чемпионат Европы по фигурному катанию" можно считать показательные выступления в последний день. Я бы сказал, что эти гала-концерты — как некая граница, когда ты уже не понимаешь искусство перед тобой или спорт. Если в обычный соревновательный день фигуристы, естественно, в первую очередь обращают внимание на чистоту выполнения элементов, то здесь на переднем плане эмоции и переживания.

"Аж мурашки по коже", — сказала девушка из одного российского издания, которая сидела со мной рядом во время выступления Юко Кавагути и Александра Смирнова. А чего стоит показательное выступление Евгения Плющенко, который выбрал в качестве музыкальной темы песню, наверное, лучше всего показывающую эмоциональное состояние фигуриста на данный момент — "Свеча" группы "Машина времени". Четверной прыжок в то время, как из динамиков несется "… я в сотый раз опять начну сначала…" — я видел, что люди в зале плакали, да и у самого комок к горлу подкатил.

Помимо всего прочего, соревнования такого уровня — это и внимание сильных мира сего. На трибунах были замечены и мэр Таллинна Эдгар Сависаар, и премьер-министр Андрус Ансип, и спикер парламента Эне Эргма, и президент олимпийского комитета Эстонии Март Сийман, и экс-президент Эстонии Арнольд Рюйтель с супругой. Причем все достаточно активно поддерживали фигуристов. Разве что обратил на себя внимание тот факт, что когда мэр Таллинна вручал победителям цветы, наш премьер не хлопал. Но, может, это я уже придираюсь?

Таллинну повезло

Он вне сомнений, ньюсмейкер номер один на этих соревнованиях — Плющенко. Каждый шаг под прицелом фотоаппаратов, внимание зрителей на тренировках (даже когда на льду одновременно 5 спортсменов) приковано только к нему, а когда он на катке во время соревнований, зал стонет в буквальном смысле этого слова. "Женя, порви их!" — кричит в абсолютной тишине болельщица из российского сектора. И он дает публике то, что от него ждут — уверенный, мощный, артистичный прокат. То, что Плющенко вернулся — во благо и наших организаторов, так как многие платили деньги за билет из-за Плющенко.

Впереди Олимпиада, и в этой связи можно сказать, что Таллинну повезло. Все сильнейшие спортсмены были у нас в гостях, за исключением, пожалуй, Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера, которым приехать в Эстонию помешала травма. Все остальные в последний раз проверили свои силы, посмотрели на конкурентов, а дальше — Ванкувер. Таллиннский турнир закончен. И вы знаете, сидя в зале в последний день, я испытывал гордость. Только не смейтесь — честно. Мы сделали это. Все вместе: организационный комитет, который творил; политики, которые не мешали; журналисты, которые освещали; болельщики, которые поддерживали; различные службы, которые разбирались с нюансами.

Перед началом этого первенства многие сравнивали его с проведением "Евровидения" в Таллинне. И вот самой последней песней, прозвучавшей под сводами Saku Suurhall, стала та самая Everybody в исполнении Танеля Падара и Дэйва Бентона. Под нее участники гала-концерта сделали круг почета, а затем выстроились на площадке, соорудив название следующего города, который примет чемпионат Европы по фигурному катанию в 2011 году — Берн.

Поделиться
Комментарии