- Учитывая, что ты уже больше года возглавляешь ида-вируское отделение соцдемов, это выдвижение было весьма предсказуемо?

- Последние два года мы очень серьезно работали как в самой Нарве, так и в других городах Ида-Вирумаа, и результаты уже есть. Если два года назад еще приходилось кому-то объяснять, что это вообще за партия такая, то сегодня ситуация намного лучше. И наши растущие рейтинги в уезде это тоже показывают. Конечно, поддержка еще не такая, как могла бы быть, но серьезная работа ведется, я постоянно поддерживаю связь с нашим нарвским отделением, поэтому очень большим сюрпризом выдвижение моей кандидатуры не стало. Предложение мне сделали уже давно, я просто обдумывал, готов ли к этому.

- Нарва уже много лет является традиционной епархией центристов. Если быть реалистом, то насколько ты веришь, что после выборов в Нарве будет другая, не центристская власть?

- Я всегда иду побеждать. Если ставить целью получить всего пару мест в горсобрании, то и смысла бороться нет. Так что амбиции большие. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что это очень сложно. Во-первых, потому, что очень долго никто серьезной политической конкуренции в Нарве создавать не хотел. И мы видим, что правые партии – и реформисты, и IRL – про этот город практически забыли. У власти есть своя пропагандистская газета, используется административный ресурс, так что больших иллюзий не строим. Если нам не удастся набрать больше 50% голосов, то никакой катастрофы не произойдет. Но планку нужно ставить очень высоко, постараемся выступить максимально хорошо и получить много мест в горсобрании, чтобы вернуть в Нарву демократию.

В нынешней ситуации, когда оппозиционных депутатов там чуть больше пяти, реальной демократии нет, никакого обсуждения, как лучше управлять городом и куда направить средства, не ведется, а большинство жителей считает, что никогда ничего не изменится. Очень печально наблюдать за такой политической апатией. Если нам удастся создать сильную оппозиционную фракцию, то это уже будет большим достижением. В Таллинне ситуация другая. Хоть и говорят, что здесь центристы тоже засели навсегда, но дискуссия, к примеру, о том же бесплатном общественном транспорте велась, как среди политиков, так и среди горожан.

- А как ты прокомментируешь слухи о том, что соцдемы якобы собирались сделать ход конем и выдвинуть тебя на пост мэра Таллинна?

- Я не знаю, что за разные ходы конем и другими фигурами… Конечно, в контексте местных выборов партии будут выдвигать многих депутатов Рийгикогу, и моя кандидатура обсуждалась в качестве участника выборов по Таллинну. Насчет мэра столицы мы до сих пор не определились. И сегодня могу с уверенностью сказать, что я точно не буду этим кандидатом.

- Кстати, журналисты заметили, что ни один из возможных кандидатов на пост мэра Таллинна (в том числе и Эдгар Сависаар) не зарегистрированы в качестве жителей столицы. Ты тоже не в Нарве живешь. Насколько, на твой взгляд, вообще важно быть географически привязанным к тому месту, которым собираешься руководить?

- Это зависит от ряда факторов. В маленьких волостях, например, жители гораздо более негативно относятся к тому, что депутаты парламента баллотируются на местных выборах, а потом на местах не работают. Я думаю, что в больших населенных пунктах так называемая анонимность города играет настолько большую роль, что сей факт отходит на второй план. Конечно, кандидат в мэры должен понимать, чем город живет, иметь четкое понимание того, что он мог бы сделать лучше, если бы оказался у власти. Думаю, в контексте Таллинна или Нарвы это даже важнее, чем то, прожил кандидат в городе 10, 50 лет или только что переехал.

- И какой ты представляешь себе жизнь в Нарве сейчас? Назови самые большие недостатки и главные плюсы города.

- Главная проблема, может быть, даже не для простого народа, а в более глобальном смысле, - это то самое отсутствие демократического управления, о чем я уже сказал, и политически организованной оппозиции, которая могла бы влиять на положение дел в городе. А если посмотреть более приземленно, то рядовых горожан, конечно же, волнует проблема безработицы. Сейчас в Нарве зарегистрировано больше 4000 безработных. Это получается свыше 10% всех безработных в Эстонии! Отсюда и все остальные социальные проблемы, связанные с алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

Я думаю, одна из причин кроется в так называемой закрытости Нарвы. На днях прочитал интервью с бывшим вице-мэром Александром Людвигом, который перешел на работу в Минсоцдел. Он высказал интересную мысль: когда он после учебы пришел на работу в мэрию, то понял, что этот город в принципе не общается с остальной Эстонией. Это такой менталитет уже: мол, вся страна против Нарвы, все пытаются ей что-то плохое сделать. С другой стороны, это привело и к такому же отношению к Нарве со стороны жителей остальной Эстонии, которые бывают там разве что проездом и думают, что если уж ты попал случайно в этот город, то лучше поскорее оттуда убраться. Все это приводит к тому, что никто не хочет развивать в Нарве ни предпринимательство, ни туризм, ни остальные сферы.

Но с позитивной точки зрения надо отметить, что у Нарвы колоссальный потенциал. Если бы еще проблемы с границей решились, то у всего региона потенциал вырос бы в разы. На местах люди говорят о постоянно растущем интересе со стороны питерского бизнеса. Нынешняя ситуация отталкивает потенциальных инвесторов, поэтому если навести порядок (и в межгосударственных отношениях Эстонии и России, и в том, что касается общения нарвских властей с государством), то весь регион процветал бы.

- А как сделать так, чтобы люди не уезжали из Нарвы, чтобы население увеличивалось бы, как в Таллинне? Бесплатный общественный транспорт ввести?

- Если у тебя 4000 безработных, то можно даже доплачивать тем, кто ездит в транспорте, ситуацию это не изменит. Куда ехать-то, если работы нет? Вообще, если посмотреть на демографическую ситуацию в городе, то лет через 5-10 будет очень серьезный удар. Даже сегодня, гуляя по Нарве, мы видим в основном возрастную группу 65+ и детей до 10 лет. Большинство людей трудоспособного возраста работают где-то в другом месте, а детей оставляют бабушкам. Слава богу, в Нарве есть вуз (Нарвский колледж Тартуского университета – прим. ред.), который недавно получил новый дом, так что в этом плане есть перспектива, что молодежь будет оставаться. Но проблему с рабочими местами нужно решать.

- В последнее время у нас активизировалась тема переноса некоторых госучреждений из Таллинна в регионы. На твой взгляд, что могло бы или, быть может, даже должно быть в Нарве?

- Эта дискуссия не нова, но нужно очень четко понимать, зачем это делается. Чтобы результатом не стало то, что попросту вырастут расходы на топливо у чиновников, которые будут ездить на работу из Таллинна. Что касается конкретно Нарвы, то прошлогодняя дискуссия, не очень длинная, к сожалению, о переносе туда Академии внутренних дел – это на 100% позитивная вещь. Тем более в свете того, что чувство безопасности жителей города, особенно после ужасного преступления прошлого года (убийство 9-летней Варвары Ивановой – прим. ред.), значительно ниже, чем у жителей остальной Эстонии.

Ну и, с другой стороны, это позволило бы решить проблему с нехваткой полицейских в Ида-Вирумаа, которая очень остро стоит уже долгое время. И вообще – переезд в Нарву людей, до этого никогда там не бывавших, помог бы в преодолении тех предрассудков, которые имеются в отношении Ида-Вирумаа. Ведь если другой раз газеты почитать, то может сложиться впечатление, что там нормальные люди вообще жить не могут. Что, конечно же, не так.

Поделиться
Комментарии