Калле Паллинг (Партия реформ): в реальность ”сахарного” штрафа в свое время верили далеко не все

К 2020 году Эстонии следует отправлять на переработку не менее половины бытовых отходов — таковы требования Еврокомиссии. Если этого сделано не будет, то Брюссель может наказать государство штрафом в размере 100 миллионов евро. Это действительно так. Возникают вечные вопросы: кто виноват и что делать?

Так как нынешнее правительство уже давно управление государством поставило на паузу, то, по всей видимости, штраф для нас вполне реален, поскольку глава парламентской комиссии по окружающей среде Райнер Вакра на протяжении 16 месяцев отказывается отправить необходимый законопроект об отходах в делопроизводство.

Напомню: некоторое время назад Эстония проиграла в Европейском суде спор о так называемом ”сахарном” штрафе, и теперь действительно мы вынуждены будем заплатить ”сахарный” штраф в размере практически 46 миллионов евро (45,7). Подчеркну, что в реальность ”сахарного” штрафа в свое время верили далеко не все.

Почему же законопроект об отходах не отправляют в делопроизводство? Дело в том, что есть там несколько поправок, в части которых не достигнут консенсус. Однако есть немало пунктов, о которых сектор окружающей среды и министерство договорились в конце концов.

Мое предложение следующее: одобрим в парламенте те поправки, в части которых консенсус достигнут, чтобы Эстония по причине внутригосударственных разборок не должна была платить этот огромный штраф.

Тийт Терик (Центристская партия): я бы не спешил пугать людей ”мусорным” штрафом

К 2020 году Эстония должна взять в оборот 50% бытовых отходов. На сегодняшний день он составляет 32%. Это означает, что люди должны значительно больше сортировать мусор, чем это делается сегодня. Сегодня Рийгикогу находится законопроект о бытовых отходах, к которому была представлена 131 поправка. Например, среди прочего, предлагается мотивировать людей сортировать мусор через ценовую политику.

Допустим, если человек выбросит в мусорный контейнер смешанные отходы, которые позже будет невозможно обработать, то ему придется заплатить больше, чем человеку, сортировавшему мусор. Это лишь один пример возможных изменений.

Но сегодня никто не может сказать, будет ли подобный метод работать и будет ли этого достаточно для того, чтобы выполнить необходимые требования ЕС.

Если говорить о возможном штрафе, то я бы не спешил пугать людей какими-то санкциями. Во-первых, сумма штрафа еще не определена точно, а во‑ вторых, пока вообще рано говорить о методах наказания.

В понедельник этот вопрос обсуждался на уровне коалиции и было решено, что необходимо идти вперед с законопроектом о бытовых отходах. Члены комиссии по окружающей среде теперь должны в ближайшее время рассмотреть 131 поправку и решить, какие из них стоит добавить в законопроект. Сейчас все зависит от того, как быстро удастся это сделать и принять закон. Когда новые правила сортировки бытового мусора вступят в силу, тогда уже будет ясно, хорошо ли они работают.
Конечно, очень тяжело менять привычки людей, но за столь продолжительное время, что действуют требования по сортировке мусора, можно было бы пересмотреть свои привычки. Ведь от этого зависит, насколько чистой будет наша окружающая среда.

​Райнер Вакра (Социал-демократическая партия): наше Министерство окружающей среды слишком долго находилось в роли наблюдателя

Экологическая политика Европейского cоюза не имеет цели кого-то наказать, а рассчитана на достижение результатов. В то же время очевидно, что наше Министерство окружающей среды слишком долго находилось в роли наблюдателя, оставив трудные решения не принятыми. Также на плохую подготовку указывает инициированный правительством проект Закона об отходах, к которому от разных заинтересованных групп было предложено более 200 поправок.

Проблемы в основном связаны с тем, что в Эстонии цены на переработку отходов не соответствуют иерархии отходов, то есть до сих пор самым дешевым способом было сжигание мусора и, судя по развитию событий, утилизация на свалках. Сжигание, не говоря уже о глупом складировании таких отходов, которые можно было бы вторично использовать, не может быть экономически более разумным, чем их переработка.

В любом случае Эстонии необходимо сделать все возможное, чтобы полностью прекратить утилизацию бытового мусора на свалках.

Предложение о повышении платы за это — правильное, однако неполное решение, если мы хотим увеличить вторичное использование бытовых отходов. Оно скорее лишь будет мотивировать больше сжигать мусор. Сжигая неотсортированный мусор, мы получим примерно 250 килограммов пепла на кажую тонну сожженного мусора, который все равно будет лежать на свалке, но деньги за его складирование не заплатят.

Наша цель — сортировать и перерабатывать бытовые отходы. Например, переплавка одной пластиковой бутылки в новую, то есть ее переработка, в 3–5 раз полезнее с точки зрения энергетики и экономики, чем ее сжигание в печи, не говоря уже о складировании на свалке. Сжигание мусора в иерархии обработки отходов стоит всего лишь на одну ступень выше складирования.

Все опросы показывают, что на сортировку отходов влияют три фактора. Экологическая сознательность, удобство сортировки и стоимость услуги. Для достижения результата нам необходимо решить эти три вопроса одновременно.

Поделиться
Комментарии