Период сплошного дерзания пришелся у нас на 1990-е годы, когда были поставлены три казавшиеся недостижимыми цели: вступление в ЕС и НАТО и нормализация отношений с Россией, причем последняя казалась самой легкой. Объяснялось это тем, что ЕС и НАТО противились расширению, а Россия, напротив, манила в свои объятия.

Ценой огромных усилий Эстонии удалось преодолеть сопротивление ЕС и НАТО, но платой за это стала невозможность достижения третьей цели, т. е. нормализации отношений с Россией. Годы спустя стало казаться, что достигнутым вполне можно довольствоваться, а все прочие вопросы лучше решать в духе теории малых дел.

Взаимное прощупывание

Какие-то попытки сойти с накатанного пути начались со сменой правящей коалиции, хотя пока еще трудно судить, чем обернется план вывести экономику из застоя за счет активизации низкооплачиваемой части работающих, всколыхнувший социальную и фискальную политику.
В то же время недавнюю поездку премьер-министра Юри Ратаса в Петербург вряд ли стоит считать прощупыванием возможностей взаимодействия с российским руководством, скорей уж такую роль сыграл вояж ряда бизнесменов, администраторов и политиков на выставку ”ТрансРоссия” в надежде на то, что заинтересованные в сближении силы есть и по ту сторону границы.

Действительно, в России, где, по оценке финансового менеджера Андрея Мовчана, идет процесс адаптации к тупику, далеко не все в восторге от такой адаптации. Действовать обе стороны, однако, вынуждены с учетом геополитических реалий, то есть напряженных отношений между Россией и организациями, в состав которых входит наша страна. Ступать приходится по тонкому льду, что требует серьезной мотивации, возможной лишь в случае взаимного доверия и заинтересованности.

Дополнительный импульс такому прощупыванию придает понимание того, что отношения между нашими странами не вечно же будут оставаться такими, как сегодня, поэтому кто-то должен взять на себя риск стать инициатором движения в направлении сближения.

Разговор начистоту

Дурной пример заразителен, поэтому не случайным стало появление на ЭТВ цикла передач Suud puhtaks (эст. ”Поговорим начистоту” — прим. ред.), где реалии нашей жизни обсуждаются в таком широком режиме открытости, о котором мы узнали четыре десятилетия назад благодаря передачам финского телевидения.

Ценность этих передач в том, что к ним привлекаются носители разных представлений по обсуждаемым вопросам, в том числе разносчики мифов, которые рассыпаются в прах не под прессом разоблачений, а при соприкосновении с реальностью.

Панические настроения в связи с ожидаемым наплывом беженцев прошли не потому, что паникеров удалось переубедить, а потому, что толп беженцев просто не появилось. Общество перестало бояться повторения в Нарве крымского сценария не потому, что поверило в миролюбие российских властей, а потому что своими глазами увидело реальные доказательства существования пятой статьи договора НАТО.

Отдельно хотелось бы отметить передачу о происходящем в русских школах, где впервые было озвучено и восприятие эстоноязычного населения, чего русскоязычные СМИ раньше с такой полнотой не освещали, и передачу о гендерном неравенстве на рынке труда, где набор указаний на сложность и неоднозначность этой коллизии был еще шире.

Подобный калейдоскоп мнений уместен как раз сейчас, когда появление социальных сетей сделало возможной подмену правды тем, что называют постправдой. Осознание новой реальности началось лишь после случившегося на референдуме и выборах в Великобритании и США, однако сейчас процесс идет уже в обратном направлении.

То, что постправда теряет позиции, почувствовали и сами ее популяризаторы, о чем можно догадаться хотя бы по хамскому тону интервью, которое Маргарита Симоньян дала здешней редакции ”Спутника”.

Всему свое место

Ну а наглядная иллюстрация того, что довольствоваться чем-либо можно лишь до тех пор, пока кто-нибудь не дерзнет обратить внимание на то, что король-то голый, была продемонстрирована совсем в другой сфере — в мире искусства, где актеру Городского театра (Linnateater — прим. ред.), публично упрекнувшему театр в почивании на лаврах и нежелании развиваться, пришлось уйти из театра.

Но есть у нас и то, чем мы вынуждены довольствоваться. Прежде всего это погода, которая у нас такая, какая есть. Географическое положение, ибо мы находимся там, где находимся. Ну и история, которая сложилась так, как сложилась. Только наряду с этим есть и простор для дерзаний.

Например, для поиска троп по налаживанию отношений с Россией, не забывая о своем членстве в ЕС и НАТО, благо таких троп, похоже, ищут и с той стороны. Или для решения демографических проблем, особенно связанных с рынком труда, о чем говорится уже не один десяток лет. А самое трудное, наверно, это забота о выживании эстонского языка как смазочного материала, обеспечивающего бесперебойную работу механизма взаимопонимания между всеми живущими на этой земле.

Поделиться
Комментарии