1 июня часть веток ивы уже упала. Тогда власти ответили, что можно лишь сделать обрезку. А 27 сентября около 8 утра чуть не случилась трагедия: одна ветка упала на машину, в которую как раз садился 6-летний мальчик, а вторая — на дом, разбив окно квартиры. Жители бьют тревогу: почему для защитников природы человеческие жизни значат меньше, чем старая ива?

В доме на Лийваоя, 2, живет депутат Таллиннского горсобрания Рийна Солман. 27 сентября ее муж был в машине, а 6-летний сын садился на переднее сиденье, чтобы ехать в садик, как вдруг в метре от них упала огромная ветка стоявшей рядом древней ивы. К счастью, ребенок и мужчина отделались легким испугом, но стоявшие рядом три машины серьезно пострадали.

”Пострадать могла и женщина, живущая на втором этаже, — рассказывает Рийна Солман. — Вторая массивная ветка рухнула как раз на ее окно. У окна стоит диван. К счастью, за пару минут до этого женщина встала с дивана и пошла в другой конец комнаты. И вдруг ветка разбила окно и рухнула как на то место, где она до этого сидела”.

Ива-убийца

Солман не понимает: неужели должна случиться трагедия, чтобы чиновники зашевелились? Ведь жители дома за несколько месяцев до этого уже сообщали городу, что ива опасна, прикрепив мнение арбориста, и просили о разрешении на сруб. Однако Департамент окружающей среды выдал лишь разрешение на обрезку веток.
1 июня — аккурат в День защиты детей — с ивы уже упали три огромные ветки. Одна рухнула на детскую площадку — на которой, к счастью, никого в тот момент не было. Два других массивных куска дерева обрушились на дорогу (потом из квартала было не выехать) и дом — на окна Рийны и ее соседей. Но так как дело было около полуночи, никто не пострадал.

Люди заволновались: дерево, оказывается, опасно для жизни. Заказали оценку арбориста, который 4 июня прислал управляющему такое письмо: ”Дерево массивное, но изнутри уже совершенно гнилое. И много сухих веток, которые и отваливаются. И хотя снаружи оно выглядит красиво, и можно попробовать облегчить ему нагрузку, срубив несколько веток, это не дает гарантии, что оно не рухнет. Плюс внутри много щелей. Мы советуем его срубить”.

Они переслали эту оценку в Департамент окружающей среды и получили такой ответ: ”Мы вам советуем ходатайствовать о разрешении на уход и обрезку. В ходе нее можно убрать большие и опасные ветки со стороны игровой площадки и в разумной степени укоротить и другие ветки”.

”То есть арбористы говорят, что дерево надо срубить, а город настаивает лишь на косметической обрезке веток, — возмущается Рийна Солман. — И даже те арбористы, которые обрезали их, сказали, что дерево совершенно гнилое, оно попросту опасно для людей, и его надо срубать. И вот результат!”.

27 сентября, когда сын Рийны садился в машину, в метре от него на автомобиль рухнула огромная ветка. Пострадали и три стоявшие рядом машины. Еще одна ветка упала на дом — пробив окно и разбив несколько стеклянных панелей на фасаде дома. Возмущенная Рийна — ведь могли погибнуть ее муж и сын! — подняла этот вопрос уже на политическом уровне, однако вице-мэр Зюлейха Измайлова, входящая в партию Зеленых, по существу не ответила, сказав лишь, что ей ”не нравится тон Солманов”. И что деревья надо защищать.

”А при чем здесь тон? — недоумевает депутат. — В кулуарах мне многие говорили, что на самом деле политики боятся повторения того цирка, который был в Хааберсти возле такой же серебряной ивы. Когда люди две недели сидели вокруг нее с палатками. Ей не нравится тон, а мне не нравится такое отношение, когда дряхлые деревья — дороже, чем человеческие жизни”.

Боятся или все равно?

Она убеждена: таких деревьев в городе на самом деле много. Просто власти этим не занимаются.

”Они пытаются сохранить все деревья, которые есть, типа у нас ”Зеленая столица”, — возмущается Рийна Солман. — И не очень охотно выдают разрешения на сруб даже гнилых деревьев. Проще ведь отделаться косметической обрезкой веток. Я согласна, эта ива добавляет району своеобразия — но только лишь до той поры, пока не начала подвергать жизни людей опасности. А город согласен отвечать, если гнилое дерево рано или поздно кого-то убьет или покалечит?”

Депутат призывает людей, у которых во дворе — такая же проблема, писать ей, чтобы вместе они могли воздействовать на власти и привлечь-таки внимание к этой проблеме. И, в идеале, картографировать опасные районы, чтобы принимать меры.

”Ведь если людей будет много, Измайлова уже не сможет ответить, что ей не нравится чей-то тон”, — добавляет Рийна Солман. — Управляющий у нас хороший, сейчас ходатайствует о новом разрешении. Но действительно ли наши городские чиновники настолько запуганы историей с серебряной ивой в Хааберсти, что теперь боятся принимать вообще какие-либо решения? Или им просто все равно? Ведь таких деревьев в городе и в парках — полно. Мне постоянно пишут люди, что и у них такая же история, и город не дает разрешения на сруб. Но люди ведь важнее, чем гнилые деревья!”

Вице-мэр Зюлейха Измайлова на вопросы ”МК-Эстонии” не ответила.

Однако понятно, что это далеко не единственный случай, когда деревья могут быть опасны для жизни. Вспомнить хотя бы аллею Каарли — несколько лет назад говорили, что липы на ней просто опасны для жизни. Но в итоге аллею отвоевали и деревья рубить не стали. Однако неизвестно, выстоят ли они при сильном шторме.

”У меня возле дома был случай, — рассказывает живущий в районе Кристийне Алексей. — Во время шторма на дорогу упало дерево. Причем, оно стояло среди других деревьев, и не сказать, что какое-то оно с виду было старое или дряхлое. Просто при сильных порывах ветра, а шторма для Эстонии нередки, даже молодые деревья не выдерживают и обрушаются”.

Куда бежать и к кому обращаться?

Контакты чиновников Таллиннского департамента окружающей среды
Cулев Ярве, рабочий телефон: 640 4264, мобильный: 5526626, sulev.jarve@tallinnlv.ee (занимается осмотром деревьев в Нымме).
Симмо Силланди, рабочий телефон: 640 4359, мобильный: 53430523, simmo.sillandi@tallinnlv.ee (занимается осмотром деревьев в районах Пирита, Ласнамяэ, Кесклинн и Пыхья-Таллинн)
Кристьян Тарн, рабочий телефон: 6404274, мобильный: 5025778, kristjan.tarn@tallinnlv.ee (занимается осмотром деревьев в районах Кристийне, Мустамяэ, Хааберсти, Кесклинн и Пыхья-Таллинн).
Тынис Пинк, рабочий телефон: 640 4528, tonis.pink@tallinnlv.ee (занимается регистрацией ходатайств на рубку и обрезку деревьев и приемом документов), принимает по адресу Харью,13, по понедельникам с 14 до 18 часов и четвергам с 9 до 12.

P. S. Если у вас тоже проблема со старыми или гнилыми деревьями во дворе, и разрешения на сруб не дают, напишите Рийне Солман по электронной почте: riina.solman@riigikogu.ee.

Поделиться
Комментарии