Александру Беспашнину скоро исполняется 85 лет. 70 из них он живет в Таллинне. Всю жизнь проработал на заводе ”Двигатель”. В молодости женился на женщине с двумя детьми, пяти и четырех лет, растил их как своих, родных у него не было.

В советское время, по словам Александра, от завода получил трехкомнатную квартиру. Супруга записала жилье на себя, мужчина не был против, так как жили дружно. И все, рассказывает пенсионер, было хорошо: дети выросли, получили высшее образование, обзавелись семьями, появились внуки. Но в 2007 году супруга Александра умерла, и с тех пор начались его проблемы.

10 лет спустя

”Еще при ее жизни мы уступили свою трехкомнатную квартиру дочери, а сами въехали в дочкину двухкомнатную квартиру. Обмен никак не оформляли. Оказалось, что за моей спиной жена оформила нашу квартиру на свою дочку Вихареву Альбину, та ее и приватизировала в 1995 году. Я остался прописан в ”двушке”. Обо всем этом я узнал только сейчас, — рассказывает Александр. — После смерти жены на двухкомнатную квартиру осталось два наследника: я и дочь, сын отказался от наследства. Потом они решили продать эту ”двушку” и купить однокомнатную, потому что якобы был большой долг по квартплате в 2011 году”.

Пенсионер говорит, ему обещали, что квартира будет специально для него на первом этаже. Но когда он продал свою часть в двухкомнатной квартире, была куплена однокомнатная квартира на пятом. Оформили ее на Альбину, а вселился туда ее сын.

”Я переехал в свою бывшую трехкомнатную квартиру. Жили мы там вместе с дочерью. Но после того, как исполнилось 10 лет со дня смерти супруги, родственники начали издеваться надо мной. Моей пенсией до сентября 2017 года распоряжалась Альбина. Все время давала по одному евро на мои нужды, кормила очень плохо и каждый день устраивала скандал по любому поводу, — жалуется старик. — Я рассказал обо всем сестре, и мы решили забрать мою банковскую карточку. Дочь обозлилась еще больше”.

Александр говорит, что дочка предложила ему переехать вместе с ней в однокомнатную, где жил ее сын, потому что у того семья, и нужно больше места. Пенсионер отказался, однако в трехкомнатной квартире, где он проживает, начали делать ремонт. Пока он обитал в одной комнате, так как Альбина съехала к сыну, в остальных ломали стены. В квартире были груды кирпича, пыль, грязь… При этом, по словам пенсионера, от него требовали убираться и платить полностью за квартиру. Потом снизили плату до 75%.

”Я им платил по 50 евро в месяц, просил, чтобы они расписку давали за деньги. Но они только смеялись и грозились подселить мужчину какого-то, если я не буду оплачивать 75% от коммунальных платежей. Мебели для меня тоже никакой не нашлось из двухкомнатной квартиры. Вместо кровати раздолбанный диван, белья тоже нет, хотя все это у меня было, — с грустью констатирует пенсионер. — За январь я отказался платить деньги, потому что они и так скажут, что я не платил. Я просил дать мне номер счета в банке, чтобы была квитанция, но ничего. 13 февраля отключили телевизор, сказали, что и свет отключат. Потом включили и сказали, что я должен еще 10 евро за подключение”.

Алкоголь и долги

”МК-Эстония” побывала в ласнамяэской квартире, где живет Александр. Картина действительно печальная: дома идет ремонт, везде строительная пыль. Дальняя комната больше похожа на склад, чем на спальню старика. Мебель наставлена беспорядочно, одежда посреди комнаты висит без шкафа, кровать можно назвать кроватью с большой натяжкой. Становится по-человечески жалко дедушку. Однако полную картину невозможно составить без мнения второй стороны конфликта. И эта недостающая информация делает ситуацию уже не такой однозначной.

С самой Альбиной ”МК-Эстонии” пообщаться не удалось. Женщина плохо себя чувствует, так что дети оберегают ее от лишнего стресса. Но невестка Альбины Марианна помогла внести ясность в ситуацию.
”Все не совсем так, как рассказал Александр. Насколько мне известно, квартиру давали на семью, а не лично ему. Но это было очень давно, так что сейчас уже сложно что-то говорить. Действительно, ему по наследству осталась часть двухкомнатной квартиры. Но так как Александр злоупотреблял алкоголем, да и сейчас эта проблема у него есть, периодически бутылки можно найти под кроватью, по квартире накопились долги”, — объясняет Марианна.

Она говорит, что пока здоровье у свекрови не отказало, Альбина ухаживала за отчимом, убирала, готовила. Когда она не смогла больше этого делать, уехала, в квартире начался ремонт, Александр стал жить сам по себе, и его комната пришла в худшее состояние.

”Дело в том, что, так как были долги, Александр не знал, как их погашать, продолжал пить, то он продал свою часть в квартире дочери. По условиям этой сделки ему было дано право пожизненного проживания в однокомнатной квартире в Таллинне. Никто не прописывал, что это будет на первом этаже. Квартира, в которой Александр может жить, существует, но он сам не хочет в нее переезжать. Альбина не обязана за ним ухаживать, поэтому в этой квартире он будет жить один”, — отмечает Марианна.

Свекровь, по ее словам, до последнего старалась делать все, что может. Но в состоянии алкогольного опьянения пенсионер угрожал ей топором, приходилось вызывать полицию, так что женщина не то что ухаживать, но и общаться не горит желанием по понятным причинам.

Квартира есть, жильца нет

”Александр ходит, врач тоже сказала, что нет причин не переезжать в квартиру на пятом этаже. Туда может ходить социальный работник или его сестра, чтобы помогать. Квартира хорошая, в ней ремонт сделан. Жалко только, что он ее испортит. Но право проживания у него именно там, — заявляет Марианна. — Второй сын Альбины готов переселиться в трехкомнатную квартиру и освободить ”однушку”, как только Александр согласится переехать. Никто его на улицу не выселяет и жить ему не мешает. А то, что за коммунальные услуги платить надо, это правда. Если в квартире никто не живет, кроме него, логично, что ему нужно платить за то, чем он пользуется”.

Выходит, что никакого конфликта не было бы, если бы пенсионер пере-ехал в квартиру, в которой должен проживать, согласно подписанным им самим при продаже своей доли документам.

Юрист Данил Липатов из юридического бюро Progressor подтверждает, что существует такое понятие, как право пожизненного проживания, сервитут. Он устанавливается на недвижимость в пользу конкретного лица. Скорее всего, при оформлении нотариальной сделки купли-продажи, когда Александр продал свою долю в квартире детям, в качестве защиты его интересов и был установлен этот сервитут пожизненного проживания.
”Дедушка был дееспособен, когда заключал сделку, и нужно смотреть, какие условия содержит договор, если, конечно, это был нотариально оформленный договор, а не просто подписанная бумага. Если право проживания гарантируются именно в той квартире на пятом этаже, значит, нужно следовать договору и переезжать туда, — констатирует юрист. — Если уговоры не действуют, заставить освободить жилплощадь можно, только подав заявление в суд”.

Поделиться
Комментарии