Премьер-министр Юри Ратас слывет очень конкретным человеком. Сказано, что интервью надо закончить в 11:30, значит, в 11:30 он поднимется и скажет ”спасибо”, потому как дальше уже запланирована следующая встреча. Поэтому начинаю немного нервничать, когда часы показывают уже 11:07, а он все еще не вышел из кабинета после предыдущего совещания. В качестве успокоения советник коммуникационного бюро правительства рассказывает историю про журналиста, интервью которого задержалось настолько, что на общение всего-то несколько минут осталось, но статья вышла на целую полосу.

Еще через минуту выходит Ратас, жмет руки собравшимся, пару секунд позирует фотографу и начинает отвечать на вопросы. Памятуя о пунктуальности, ровно в 11:30 благодарю и хочу попрощаться, но премьер-министр жестом останавливает: ”Если у вас есть еще вопросы — задавайте, я отвечу”. В общем, разговор получился на газетный разворот.

Править страной — не на чемпионат мира ехать

– Что, на ваш взгляд, можно назвать самым большим достижением правительства за этот год?

– Правительство — не спортивная команда, которая едет на чемпионат мира с единственной целью — заполучить золотую медаль. Деятельность правительства — это всегда единое целое, которое должно поддерживать сплоченность эстонского общества и его целостное развитие. Если принято решение, в результате которого есть подъем в одной сфере, но за счет этого страдают несколько других, то это нехорошее решение. Одним из самых главных наших достижений считаю повышение с января 2018 года не облагаемого налогом минимума до 500 евро. Это было принципиальным моментом — чтобы доход людей с маленькой или средней зарплатой увеличился.

– Но при этом новая система почему-то получилась настолько сложной, что многие не понимают, что именно им надо делать и как рассчитывать свой доход, чтобы не остаться перед государством в долгу…

– В начале 1990-х годов у нас была еще более сложная налоговая система, не было э-решений, не было программ, помогающих заполнять декларации, но Эстония справилась. Тем более мы справимся в 2018 году. Любая новая система требует времени, чтобы все объяснить и привыкнуть, но я уверен, что для тех 70% людей, которые будут получать ежемесячно на 64 евро больше, это очень нужная система.

Еще одним важным аспектом для правительства было дополнительное финансирование здравоохранения. Ситуация обострилась в начале года, когда врачи говорили, что вынуждены выйти на улицы с протестом, однако этого не произошло, так как мы нашли устойчивую модель финансирования здравоохранения.

Самым же главным я считаю то, что мы не разделяем людей по их доходам или родному языку. Если Эстония хочет быть сильным развивающимся государством, то крайне важно, чтобы наше общество было максимально сплоченным, единым целым.

Рост экономики — не цифры в Excel

– Однако если мы говорим о бюджете следующего года, то недавно Еврокомиссия опубликовала прогноз, согласно которому Эстония нарушает принцип сбалансированности бюджета.

– Я считаю, что результаты роста экономики за два квартала должны быть не просто какими-то цифрами в таблицах Excel, они на самом деле должны дойти до жителей Эстонии. Зато Еврокомиссия отметила, что у нас уменьшается объем госдолга. Если в 2016 году он достигал отметки в 9,4% от ВВП, то в 2021 году уменьшится до 7%.

Да, бюджет на следующий год действительно в минусе на 0,25%, но в 2021 году мы хотим быть уже в плюсе. Те же самые повышение не облагаемого налогом минимума, дополнительное финансирование Больничной кассы, финансирование местных самоуправлений — все это дополнительные расходы. Конечно, государство нашло бы 60 миллионов, чтобы сохранить баланс бюджета в следующем году, однако намного важнее то, что экономический рост почувствовало на себе все общество.

Я не хочу критиковать предыдущее правительство или премьер-министра — уверен, что все делали свою работу настолько хорошо, насколько умели и могли. Но мой вопрос как главы правительства сегодня: хотим ли мы решать проблемы в эстонском обществе или нет? И я считаю, что нынешняя коалиция хочет и может найти решения.

– Вы уже два раза упомянули о дополнительном финансировании здравоохранения, но новый глава Больничной кассы говорит, что дополнительно выделено вдвое меньше денег, чем нужно.

– Думаю, что и бюджет Эстонии в два или в три раза меньше, чем на самом деле нужно. Так было всегда: наши желания и мечты не совпадают с тем, какой бюджет возможен в реальности. Конечно, мы бы хотели, чтобы очередь на любую операцию не превышала одного дня, но с теми ресурсами, которые дают нам налогоплательщики Эстонии, это невозможно. Увеличение финансирования здравоохранения необходимо, и никогда в этой сфере не будет достаточно денег. Всегда есть дефицит в определенных местах, но он должен быть минимальный.

Массовое безгражданство — это неправильно

– Год назад вы говорили, что гражданство нужно дать всем, кто прожил в Эстонии как минимум 25 лет, и из-за этого подверглись острой критике. Считаете ли вы большое количество неграждан в Эстонии серьезной проблемой? И как собираетесь ее решать?

– Я говорил об этом на протяжении всего года и по-прежнему считаю, что если в Эстонии проживает 70–80 тысяч неграждан, или лиц с неопределенным гражданством, то это неправильно. Людям, которые 25 лет назад выбрали серые паспорта, говорили, что это временное решение. В Эстонии есть такая поговорка: то, что является временным, на самом деле останется вечным. Надеюсь, в данном случае так не будет. И, конечно, думаю, что этот вопрос необходимо решить — это же наши соотечественники! К сожалению, сегодняшняя коалиция не может изменить имеющееся положение дел, но это обязательно будет одним из основных принципов Центристской партии в преддверии парламентских выборов 2019 года.

– Какое тут лучшее решение? Нулевой вариант?

– Нулевой вариант понимают по-разному. По моему мнению, человек, желающий получить гражданство, должен для этого выразить свое волеизъявление, должен быть лояльным эстонским порядкам и законам. А кто-то считает, что нулевой вариант — это когда людям отправляют по почте домой 70–80 тысяч конвертов. Но мы так делать не будем, эстонское государство никогда не будет просто рассылать по почте паспорта или ИД-карты.

– А как измерить лояльность?

– Лояльность можно оценивать и по тому, что человек здесь долгое время проработал, платил налоги, у него здесь семья и дети. Многие из неграждан уже прабабушки и прадедушки., не говоря уже о просто бабушках и дедушках. И я думаю, что эти люди могли бы получить гражданство без дополнительных языковых экзаменов, достаточно было бы написать заявление.

Э-государство работает исправно

– Центристская партия всегда выступала против электронного голосования. В свете серьезных проблем с ИД-картами, может, стоит вернуться к этой теме? Почему вы ее не поднимаете?

– Потому что наше э-государство исправно работает. Посмотрите, как много разных услуг предоставляется жителям Эстонии благодаря э-среде. Это экономит наше время, деньги и оставляет больше времени для наших близких и семьи. Это удобно и безопасно. И э-голосование — одна из таких услуг. Проблемы с ИД-картами не следует приравнивать к проблемам с э-голосованием. Банковские переводы, декларации, дигирецепты, э-медицина — я хочу, чтобы все это осталось и развивалось.

Что касается э-голосования, то Центристская партия на последних выборах получила больше э-голосов, чем раньше. Это свидетельствует о том, что в этом плане центристы готовы к переменам. Лично я никогда не критиковал э-голосование, но считаю, что у людей должна быть альтернатива. Долг государства — провести выборы на максимально безопасном уровне.

В Эстонии избирательная комиссия оценивает, достаточно ли все безопасно. И эта комиссия, проконсультировавшись с Департаментом государственных инфосистем, решила, что ИД-карты безопасны, и я им доверяю. И раз мы видим, что количество людей, голосующих электронным путем, растет (и в этот раз снова был установлен рекорд), то я не вижу причин, почему мы должны от этого отказаться. Жители Эстонии доверяют электронному голосованию, а задача государства — оказать безопасную услугу.

Мы не должны решать, как жить соседям

– Многие отмечали, что последняя предвыборная кампания была особенно грязной. Вы с этим согласны?

– Предвыборная кампания настолько грязная, насколько грязной ее делают сами политики. Благодаря своему воспитанию я понял, что мы не должны решать, как жить соседской семье. Я, например, имел честь фигурировать в предвыборной рекламе Партии реформ. Но я не считаю правильным, что одна партия делает антирекламу другой. Надо признать, что реформисты вышли победителями на парламентских выборах в 2007, 2011 и 2015 годах, но они все это время занимались раскалыванием общества. И на этот раз была у них реклама, в которой на одной стороне — эстонцы, на другой — русские. Я считаю это неправильным, это разрушает общество.

– Лидер реформистов Ханно Певкур недавно сказал в интервью, что время противопоставления русских и эстонцев в эстонской политике прошло. Вы с этим согласны?

– Я рад, что человек учится и исправляет ошибки. Если Ханно Певкур, будучи председателем партии, будет придерживаться этого мнения и на парламентских выборах в 2019 году, то это будет похвально.

– Но и Центристскую партию обвиняют в противопоставлении, только ее посылы больше адресованы русскому избирателю.

– В рамках этого интервью я отвечаю на вопросы, не учитывая того, какая это газета — эстоно- или русскоязычная. Я не меняю свои ответы. И другие политики не должны их менять в зависимости от того, читают это издание эстонцы или русские. Если Центристская партия совершала ошибки в противопоставлении двух общин, то из этого нужно извлечь урок и больше их не повторять.

Домогательства — болезненная тема

– Одной из самых громких тем в этом году стал скандал, связанный с Таави Рыйвасом и сексуальными домогательствами. Вы осудили подобное поведение на пресс-конференции правительства в тот же день, когда началась эта история. На тот момент еще не было известно, что главным действующим лицом скандала был именно Рыйвас. А больше вы, кажется, к этой теме не возвращались. Каково ваше отношение к этому?

– Я однозначно осуждаю домогательства в любом виде. По данному инциденту я сказал, что Таави Рыйвас должен дать ясные и конкретные ответы. Он уже взял на себя политическую ответственность, решив уйти в отставку с должности вице-спикера парламента. Думаю, та женщина очень тяжело пережила случившееся, подобные вещи недопустимы и заслуживают осуждения. Я очень надеюсь, что это было уроком для всего общества.

– А вам не кажется, что подобные темы появляются словно ниоткуда, словно это вдруг стало модным? Сейчас они по всему миру — в США, Великобритании… Причем налицо ситуации, когда есть только слово против слова. Как сказал известный психиатр Юри Эннет, очень сложно провести грань между домогательством и флиртом.

– Если говорить о нашем случае, то я думаю, что если есть женщина, которая чувствовала себя плохо, в том числе в физическом смысле, и есть мужчина, который берет за это политическую ответственность, то такая тема появилась неспроста. Значит, для этого есть причины у обеих сторон. Мы не знаем деталей, но, к сожалению, это реальная проблема, которая существует в нашем обществе. Встретившись недавно в Финляндии с премьер-министрами других стран, я понял, что и в Скандинавии это является актуальной темой.

Думаю, все идет от воспитания в семье. К сожалению, вынужден признать, что сейчас в обществе это очень болезненная проблема.

Сависаара не видел давно

– Как идут дела у Центристской партии?

– Дела идут хорошо: по итогам последних выборов жители Эстонии доверяют нам больше всего по всей Эстонии, а в горсобрании Таллинна мы получили абсолютное большинство.

– Однако у вас на шесть мандатов меньше, чем в прошлый раз.

– В этот раз и ситуация была сложнее — давний председатель нашей партии решил выступить против нас и даже письменно дал рекомендации не голосовать за центристов. Это, несомненно, повлияло на результат. Но партия уже работает над программой и идеями, занимается подготовкой к парламентским выборам 2019 года. Я очень хочу поблагодарить всех жителей Эстонии, которые поддержали центристов, которые вообще пришли на выборы.

Городская власть не может принадлежать только Центристской партии, она должна служить всем таллиннским жителям, она должна решать все те реальные проблемы, которые заботят избирателей.

– Спрошу еще о неродившейся коалиции в Таллинне. Некоторые СМИ утверждали, что это указывает на слабость Юри Ратаса в партии. Как вы это прокомментируете?

– Роль Юри Ратаса, за которую он нес ответственность, в преддверии последних выборов была вывести Центристскую партию на выборы по всей Эстонии. Если учесть, что из партии вышел и отвернулся от нее давний председатель Эдгар Сависаар и что у партии было много финансовых обязательств, я все же рад, что единой командой мы достигли очень хороших результатов и по всей Эстонии, и в Таллинне. В столице коалиция все же создана — с ”зелеными”. В качестве вице-мэра приглашен Айвар Рийсалу, хороший специалист в области экономики.

В мэрии сейчас работают последовательные, имеющие многолетний опыт люди, такие как Таави Аас, Эха Вырк, наряду с ними есть и новые лица, имеющие опыт на городском и государственном уровне — Андрей Новиков, например. Я также очень рад, что посты вице-мэров заняли Вадим Белобровцев и Тынис Мёльдер. Это наша будущая городская управа, которая будет служить интересам всех таллиннцев.

– Центристская партия наконец нашла покупателя своей штаб-квартиры на Тоомпеа. Финансовое положение теперь улучшилось?

– Да, оно действительно улучшилось. К сожалению, мы вынуждены были оплачивать довольно большие счета, связанные с решениями предыдущего руководства. Арбитражный суд, например, взыскал с нас почти 600 000 евро. Наше бюро на Тоом-Рюютли, 3/5, мы продали за 1,8 млн евро. Сейчас я хочу, чтобы партия наконец разобралась с проблемами, которые не удавалось решить много лет. Мы будем арендовать новое бюро, так как для покупки новой недвижимости нет средств. Мы хотим, чтобы оно было легко доступно и открыто для всех. Центристская партия — открытая организация. А судебные разбирательства теперь уже должны остаться позади.

– Что будет с Сависааром? Партия продолжит выплачивать ему зарплату?

– Продолжать по-старому уже невозможно. Когда было принято решение о создании должности советника по истории партии, то и ситуация была другой. Была уверенность, что если Сависаар будет баллотироваться, то в списке Центристской партии, а если не будет — то только по cостоянию здоровья. Конечно, у него обширные знания об истории нашей партии, но на данный момент он сделал свой выбор, и правление партии примет решение по этому поводу к концу года.

– Когда вы последний раз с ним говорили?

- (задумывается) Давно, где-то в конце лета.

Поделиться
Комментарии