Злоключения жителя Таллинна Андрея Синкевича (18) начались 26 июня 2014 года. Он ехал на мопеде недалеко от Тондираба в Таллинне.

”Я двигался по своей полосе, — рассказывает молодой человек. — Автомобиль заехал на мою полосу, и я в него врезался”.

Ситуация шоковая. По словам молодого человека, свидетелей ДТП не было, да и камер в окрестностях тоже.

Ошибки молодости

”Прибыла полиция. Приехала мама, которая была от всего этого в шоке. Ей и так не нравилось, что я езжу на мопеде, а тут еще и эта авария… В общем, мне посоветовали взять вину на себя, что я и сделал”, — рассказывает Андрей.

А дальше пострадавший обратился в страховую фирму, которая компенсировала ему ущерб. И вот прошло два с половиной года, и Андрей получает требование: ”Так и так, вы должны нам заплатить 1010 евро. На том основании, что у вас на момент аварии не было прав”.

”Прав действительно не было, — констатирует Андрей. — Но при этом на месте была полиция, которая сказала, что ничего страшного, прав может и не быть. А раз полиция так сказала — уж кому, как не им следить за соблюдением закона! — то почему страховая фирма сейчас считает это нарушением и требует с меня деньги?”

Он недоумевает: на каком основании сейчас, спустя годы, страховая фирма требует с него столько денег?

”И почему такую огромную сумму? — возмущается Андрей. — Там не было повреждений на 1010 евро! Там всего лишь чуть-чуть пострадала дверь”.

Что ему сейчас делать — он не представляет. Мопеда того давно уже нет, он ни на чем уже не ездит, учится в школе, и денег таких у него и мамы попросту нет.

Неожиданный поворот

Пресс-секретарь фирмы If Kindlustus Райн Порсс отмечает, что страховая фирма руководствуется таким принципом: сначала возмещает пострадавшему причиненный ущерб, а потом уже разбирается, можно ли востребовать с виновника обратно деньги. Например, такое часто бывает, если виновник ДТП был пьян. Или у него не было прав. А также если он скрылся с места ДТП. Или у него нет страховки. В последнем случае ущерб покрывает та фирма, где он страховался последний раз.

”В данном случае у виновника ДТП не было прав, поэтому у страховой фирмы были основания потребовать с него возмещение ущерба (согласно статье 53 Закона о дорожном движении)”, — объясняет Райн Порсс.

Но почему только сейчас? Райн Порсс объясняет: ”В данном случае возникла необычная ситуация: сотрудники страховой фирмы решили проверить наличие прав у Андрея позже обычного”.

И причиной, по которой ситуацию с Андреем стали изучать дополнительно, стал… его же собственный запрос.

”Да, — подтверждает молодой человек. — Дело в том, что в прошлом году меня остановили, когда я ехал на мотороллере. Прав у меня по-прежнему не было, и полиция выписала мне штраф — 400 евро. Мы с мамой подали в суд, потому что 400 евро — огромные деньги. Но так как слова полицейских при той аварии о том, что права мне не нужны, нигде не были зафиксированы, то я решил запросить бумагу из страховой фирмы в качестве аргумента — авария была, прав не было, полиция меня тогда не наказала, значит все было в порядке”.

Бумагу он получил, однако суд оставил решение в силе. Разрешил лишь выплачивать сумму частями — по 40 евро в месяц. Но его запрос привлек внимание страховой фирмы к обстоятельствам данного дела, и они углубились в нюансы. И закончилось все еще и требованием в 1010 евро.

”Однако я до сих пор недоумеваю, почему они изначально не проверили наличие прав? Выходит, это все же их недоработка”, — говорит Андрей.

Райн Порсс же заверяет, что они всегда проверяют наличие действующих прав в регистре Департамента шоссейных дорог. Почему так получилось в этот раз — неясно.

В некоторых случаях права не нужны

При этом в законе есть несколько исключений, когда права на управление мопедом вообще не нужны. А именно, согласно статье 94 части 2 Закона о дорожном движении, права не требуются, если человек родился до 1 января 1993 года. Не требовались они и тем, кому в период со вступления закона в силу (1 июля 2011 года) и до 1 января 2013 года исполнилось 16–17 лет.

Но Андрей не подпадает ни под одну из категорий. Он родился в 1997 году. И 16 лет ему исполнилось только в 2014 году. Чуть-чуть опоздал.

Что же касается размера ущерба, то его, по словам Райна Порсса, фиксируют партнеры фирмы, а автомобиль осматривают и эксперты If. Затем следует подтверждение, что действительно транспортное средство нужно восстанавливать, и высчитывают стоимость работ. В данном случае, например, насчитали 1010,13 евро.

Данный случай — увы, не единичный. Преимущественно фирма If выставляет требования возместить ущерб, если у человека не было действующего страхового полиса, он был в состоянии опьянения или без прав, а также если человек совершил ДТП и сбежал. Бывают и другие причины, но они все же встречаются реже — например, человек стал виновником ДТП на угнанной машине или же сознательно совершил аварию.

”В среднем If представляет порядка 650 требований о возврате денег, — говорит Райн Порсс. — Что же касается сроков давности, то их можно представить в течение трех лет. Когда это делается — в основном зависит от того, как быстро выяснятся все обстоятельства дела”.

”Выяснить уже нельзя”

Разумеется, ”МК-Эстония” поинтересовалась и у полиции, какие были обстоятельства той аварии. Пусть страховщики не проверили или не заметили отсутствие прав. Но неужели и прибывшие на место полицейские могли не заметить, что у молодого человека нет прав? Или вообще сказать, как он утверждает, что ему права не нужны? А если они заметили, что прав нет, то почему не выписали ему штраф?

”Для управления мопедом такой модели, на котором было совершено ДТП (мотор 49 кубических сантиметров), требуется наличие прав категории АМ либо любой другой категории, если водитель родился после 1 января 1993 года, — говорит руководитель центра надзора за дорожным движением Пыхьяской префектуры Ханнес Кулламяэ. — Но спустя два с половиной года после совершения ДТП сложно сказать, почему полицейские аварийной службы, непосредственно занимавшиеся обслуживанием данного ДТП на месте, к сожалению, не обратили внимания на то, что в этом случае водителю мопеда было необходимо иметь соответствующие права”.

Он добавляет, что полицейские аварийной службы, занимавшиеся данным случаем, сейчас в полиции не работают. А начать производство по случаю, произошедшему в июне 2014 года, теперь нет возможности — поскольку уже прошло два года, и истек срок давности проступка.

Сумму требования можно попросить уменьшить

Юрист Данил Липатов из Progressor Õigusbüroo отмечает, что срок давности, в течение которого можно предъявить денежное требование, — три года — еще не прошел, и если у молодого человека на тот момент не было прав, то требование страховой фирмы вполне оправданно.

”Единственное, что можно ему посоветовать, — тщательно изучить смету расходов, из чего складываются эти 1010 евро, — говорит юрист. — И выяснить, возможно ли в ходе переговоров эту сумму несколько уменьшить или платить в рассрочку”.

Поделиться
Комментарии