По мнению двенадцати дальнобойщиков, таллиннская фирма NLK Agency OÜ, занимающаяся европейскими автоперевозками, "кинула" их в Голландии. Им угрожали расправиться с их семьями, если те потребуют заработанные деньги. В конфликт оказались вовлечены голландские профсоюзы, наш МИД, тамошние журналисты и полиция.

Срок командировки у водителей заканчивался 10 июля. Машины прибыли на постоянную стоянку в Утрехте, отчеты были сданы, у голландского партнера эстонской фирмы претензий к шоферам не было. Оставалось дождаться служебного микроавтобуса из Таллинна, доставляющего вахтовиков. Однако домой работяги так не отбыли, потому что с их слов хозяин не заплатил им ни сента. 2500 крон командировочных, которые им перечисляли раз в неделю, были давно проедены, а от коллег, вернувшихся домой из двух предыдущих вахт, стало известно: денег они так и не получили.

Нам — деньги, вам — ключи

Водители позвонили в Таллинн и сообщили, что сдадут ключи от машин и уедут в Эстонию сразу же, как только положенные по договору суммы поступят на их счета в банке. Исполнительный директор NLK Agency OÜ Александр Евдокимов поначалу уверял водителей, что виноват голландский партнер, не перечисливший деньги в Таллинн. Потом он говорил, что владелец фирмы-партнера Хасан Килинч ( турецкий подданный) буквально завтра переведет им деньги, если они сегодня отбудут в Эстонию. Когда же уговоры не сработали, начались угрозы. Так говорят водители.

"В воскресенье обзвонили нас всех. Кому-то угрожали завтра „маму поиметь", другому — „жену трахнуть", третьему намекали, что знают, „где его дети гуляют", — поведали нам по телефону водители-заложники Владимир Пивченков, Игорь Филин, Сергей Комков, Анатолий Вишняков и другие. Они уверены, что это сделал Евдокимов по приказу Хасана. Все звонки — с одного номера.

Сумасшедший понедельник

В понедельник, 13-го, все двенадцать получили из Таллинна СМСки о том, что с 12-го июля трудовой договор с ними расторгнут. 


Тогда же им впервые посчастливилось узреть воочию турка. Хасан Килинч объявился на утрехской парковке в сопровождении полиции: он намеревался арестовать бузотеров. Дескать, "водилы" распоясались: пьянствуют, опасны для окружающих, машины помяты.
Однако номер не прошел: пьяных не оказалось, зато сами бунтовщики вызвали на меcто газетчиков и телевиденье. Вечером голодающих водителей из страны-члена ЕС показало местное ТВ, а на следующий день сердобольные голландцы несли им чай, кофе, бутерброды и колбаску, а лидер транспортного профсоюза Утрехта публично заявил, что так поступать с рабочими людьми преступно.


Сам же Килинч, как уверяют водители, c ними даже поговорить не соизволил, отказавшись и от общения с нидерландской прессой.

С позиции силы

В среду утром меня разбудил телефонный звонок из Голландии. Взволнованный Владимир
Пивченков сообщил, что в час ночи по местному времени приехал Хасан, захватив c собой целый автобус турок, чтобы силой отнять у них ключи от автомашин. Прибыли и полицейские. Дальнобойщики вели себя дисциплинированно: сопротивления не оказывали. Просто вышли из машин, предварительно заперев кабины. Открыть их отмычками турки не смогли, и разъяренный Хасан дал указание срочно доставить запасные ключи из Таллинна.
"Что нам делать? — волновались водители. — Сегодня привезут дубликаты ключей. Оставаться тут дальше — бессмысленно. Возвращаться на микроавтобусе фирмы, как обычно, страшно — вдруг по дороге турки нападут. А добираться обычным автобусом или поездом — не на что. Да и вещей с собой много — постельные принадлежности, раскладушки".

Водители оказались политически и дипломатически грамотными и связались как с голландской полицией, так и с нашим посольством. В нашем Министерстве иностранных дел, куда я обратилась за консультацией, мне пояснили, что водители все сделали правильно.

Контакты Хасана Килинча оказались столь же недоступны для посторонних, как ядерный чемоданчик президента Соединенных Штатов Америки. Зато главного таллиннского менеджера фирмы NLK Agency Алекcандра Евдокимова, заключавшего договоры от имени хозяина, отыскать оказалось несложно. "Я сейчас очень занят, — сообщил он, узнав, что я — журналист. — Позвоните через полтора часа". Звоню через два. Евдокимов еще не освободился.

Приезжаю в офис на Нарвском шоссе и сталкиваюсь во дворе с еще пятерыми дальнобойщиками, давно и безуспешно требующими от фирмы выплаты своих кровных.
У дверей — сам Евдокимов: „ Корреспонденты? Фотографировать запрещено! Комментариев не даю!" Молодой человек молниеносно исчезает за дверью, демонстративно повернув ключ с внутренней стороны. На телефонные звонки он больше не отвечал.

Зарплата в конвертах

Николай Нерут, Дмитрий Антипов, Cергей Батурин, Эдуард Хансон и Петр Степанов, отработавшие двухмесячную вахту в Европе до теперешних " бунтовщиков", рассказали „МК-Эстонии", что в трудовых договорах у каждого из них указана минимальная зарплата — 4350 крон — плюс командировочные, хотя по устной договоренности они должны получать 25000 крон.
Они подписали договор, понимая, что фирма "уходит от налогов", но жить на что-то надо, а тут светили неплохие заработки. В результате одни ждут обещанных денег четыре недели как Эдуард Хансон, а Николай Нерут — четыре месяца. Николаю вдобавок и больничный не оплатили, так как фирма не заплатила за него соцналог. Дмитрий Антипов, чтобы оплатить жилищный кредит, продал машину, а Сергей Батурин уже восьмой раз приезжает в офис за зарплатой и слышит одно и то же:„ Да-да, завтра перечислим".
Правда, на этот раз Евдокимов сказал им: „ Как только Хасан с " голландцами" разберется, он займется вами". Но мои собеседники уверены: „ Это — очередная отмазка!"

МИД уполномочен заявить

Что касается угроз в отношении самих работников либо членов их семей, то следует подать соответствующее заявление в полицию. Это советуют как в нашем МИДе, так и в Центральном союзе профсоюзов Эстонии.
А в денежном споре с работодателем логично рассчитывать на помощь эстонского профсоюза транспортников. Звоню его председателю Пеэпу Петерсону и выясняю, что он в курсе проблемы. Еще во вторник утром ему позвонил коллега из голландского профцентра, а потом он сам контактировал с попавшими в беду людьми.

„Сложность в том, что эти люди не являются членами профсоюза, — уточняет он. — Поэтому полную помощь, вроде бесплатного представительства их интересов в суде, мы им предоставить не можем. Зато можем поделиться своим опытом решения такого рода проблем, дать советы и вместе с нашим координатором помочь встретиться с работодателем".


А отбить свои деньги водители могут, по мнению Пеэпа Петерсона, только через суд. Для чего им придется скинуться и хорошо подготовиться. К примеру, чтоб доказать, что реальной зарплатой у них была отнюдь не минималка, надо представить доказательства — хотя бы распечатки банковских перечислений.


Такой случай в практике их профсоюза был, и комиссия по трудовым спорам акцептировала эти документы.

Глава Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Талига добавил, что работников не могут уволить задним числом, тем более, в воскресенье, как сказано в СМСке, и без предупреждения. Во-вторых, в таком случае работодатель обязан выплатить работнику, кроме долгов по зарплате, и компенсацию в размере месячной зарплаты. Вдобавок все срочные договоры, заключенные до 1 июля, теперь становятся бессрочными, и это учитывается при увольнении.

Долгий путь домой

20-го июля "голландские бунтовщики", наконец-то, вернулись в Эстонию. Билеты на автобус до Германии, на паромы в Данию и Cкандинавию, а также ночевку в отелях им оплатил голландский партнер NLK Agency OÜ, заявивший, что порывает всяческие отношения с Хасаном Килинчем и его фирмами — будь то напрямую или через посредников. И что бизнес в Нидерландах нечестному предпринимателю теперь заказан. Возмущенные водители утверждают, что Хасан обманул не только партнера, но и голландский профсоюз, предъявив им документы банка SAMPO о будто бы произведенных водителям перечислениях, оказавшиеся фальшивыми. Так что борьба водителей за честно заработанные деньги только начинается.

Поделиться
Комментарии