Когда достаточно свободного времени, которое нужно скоротать, многие вспоминают то, что когда-то помогало пережить кризисные времена. В конце 80-х — начале 90-х, когда вокруг царили хаос и полное непонимание, куда жизнь выкрутит, вязание на дому для многих стало спасением.

”Я помню, как обвязывала весь наш коллектив, — вспоминает 68-летняя Светлана Григорьевна. — Вязать любила с детства, в школе как научили на уроках труда, так любовь на всю жизнь и осталась. И когда грянула перестройка, это стало одним из источников дохода. Муж потерял работу, у нас на заводе шли волны сокращений, и каждый день мог оказаться последним. Так что я вязала-вязала-вязала — иногда выживали только на эти деньги, пока муж не устроился на новое место”.

Сейчас Светлана Григорьевна несколько лет как на пенсии, но продолжает работать и параллельно продолжает вязать.

”Зрение уже не то, да и устаю, сейчас это скорее просто привычное хобби, когда перед телевизором сижу, — рассказывает женщина. — Обвязываю внуков, иногда в подарок подружкам что-то делаю. Иногда заказывают за деньги, но это редко, мне кажется, сейчас вязание спросом не пользуется. Из остатков пряжи вяжу ходовое — носки внукам, дома бегают в них. Перчатки и варежки нет смысла — современные технологии детям подходят куда лучше, особенно в нашей погоде. А взрослым это тоже особо не нужно”.

Без торга дороже

Насколько велик спрос, пробуем выяснить, изучая интернет. На популярных порталах — okidoki.ee и osta.ee предложений о продаже вязаных носков пруд пруди. Причем цены более чем демократичные. На интернет-аукционе osta.ee сиреневые шерстяные носки стоят 3 евро. Если покупать без торга, будет дороже — 4 евро. В магазине шерстяные носки за такие деньги все равно не купишь.

За столь малую сумму, конечно, на какие-то вязаные изыски рассчитывать не приходится. Самые простые одноцветные изделия. Носки с рисунками и косами будут дороже. Правда, не так уж и сильно. Например, шерстяные носки ажурной вязки предлагаются на портале аукционов за 8,99 евро, цена, если покупать без торга, — 9,90 евро.

Самые дорогие — мужские носки с вывязанным орнаментом. Они стоят 35 евро, и торг неуместен. Цена стоит окончательная, без возможности как-то на нее повлиять. Правда, и ставок еще нет. Возможно, конечно, появятся, но, судя по ценам, продавцы особо ни на что не рассчитывают.

Идем на okidoki.ee. Также ставим в поиск ”kootud sokid”, и выпадает три страницы предложений. Удивляют распарованные носки, которые пользователь продает за 2 евро. Но хочется чего-то более классического. Обычные носки стоят 3–5 евро, причем предлагаются для разных возрастов и размеров. Объявления датируются ноябрем прошлого года, так что можно сделать вывод, что тут товар также особым спросом не пользуется.

Кстати, именно носками с варежками пытаются торговать и пенсионеры, время от времени появляющиеся возле рынков. Сказать, насколько успешен их бизнес, очень сложно — вязание вообще сезонная вещь, а предложений более чем достаточно.

На носках не заработать

”По два евро продавать носки вообще бессмысленно, — говорит профессиональная вязальщица Мария Раю. — Затрат на их производство намного больше. Это не только нитки, это же еще и время, и затраченные усилия”.

При желании, вязальщица за день сможет связать пару ”взрослых” носков. Но получить за них 60 евро в месяц — а это при идеальных условиях, когда все три пары раскупят — совсем немного. Ведь работать придется не покладая рук. В пенсионном возрасте уже нет былой остроты зрения, да и руки устают куда быстрее.

”Я начала вязать три с половиной года назад, — рассказывает Мария. — Попалась книга ”Хаапсалуские узоры”, вот по ней и научилась. Сначала себе, потом начала обвязывать родных и друзей. Но я не вяжу носки и варежки, мое самое любимое — это платья. Спрос оказался настолько высоким, что я решила попробовать выйти на рынок и зарегистрировать свою фирму — сейчас проект на утверждении в Кассе по безработице, так что со дня на день я жду, что наконец-то смогу хобби превратить в бизнес и начать зарабатывать деньги”.

Расчет стоимости Мария проводила, исходя из минимальной зарплаты и сложности работы. Получилось, одно платье может колебаться в цене от 250 до 350 евро — уже с нитками. В месяц получается связать примерно пять платьев.

”Заработать можно, но только при условии, что это основная работа, — подчеркивает Мария. — При этом соблюдается восьмичасовой рабочий день, то есть пахать придется не разгибаясь. И это в штатном режиме. Ни одни носки не смогут по калькуляции доходности сравниться с крупным вязаным изделием — я как раз готовила расчеты для чиновников, так что все данные свежие”.

Еще одна профессиональная вязальщица крайне неохотно согласилась вообще рассказать что-то про свою работу. Возможно, это связано с тем, что свои заработки она не афиширует и переводить бизнес в официальную фирму не торопится.

”Во-первых, прежде чем взяться за заказ, я всегда долго и дотошно общаюсь с клиентом, — говорит Елена (имя изменено — ред.) — Все размеры, рисунок полотна, модель обговариваются заранее. Поэтому назад я свои работы не принимаю — качество гарантирую. Во-вторых, все мелкие вязаные изделия — это действительно несерьезно, потому что трудозатрат намного больше, чем денег. Носки и варежки могут вязать те, у кого есть какой-то основной заработок, свободное время и желание повязать. Потому что выйти на таком бизнесе в плюс будет нереально. Даже 10 евро за пару носков не спасут ситуацию. А ведь еще и нитки — если покупать, то 5–6 евро будет стоить пряжа”.

В поисковике на запрос ”Вязание на заказ” вылезает немало ссылок. Значит, спрос есть — в последние годы вязаные вещи на пике популярности. Но с кем бы мы ни пытались связаться, ответ один — для прессы никаких комментариев.

Покупают, но вяжем другое

На втором этаже рынка у Балтийского вокзала расположены боксы с творениями народных промыслов. И разумеется, на первом плане всевозможная вязаная одежда — шапки, шарфы, носки, варежки. Сезон в разгаре, спрос есть, народ идет. Носки ручной вязки здесь можно купить за 15 евро.

”Покупают, конечно, сейчас сезон, — рассказывает Ирина, не только продающая вязаную одежду, но и сама вяжущая на заказ. — Но я носки не вяжу, мне интересны вещи посерьезнее. Тут, например, представлены шапки моей работы — можете посмотреть”.

Ирина увлеклась вязанием с детства и, как и у многих других, профессией это стало именно в конце 80-х годов, когда на волне перестройки жизнь стала непредсказуемой.

”Я начала вязать и сдавать вещи в один магазинчик в Тарту, — вспоминает Ирина. — Так оно и пошло-поехало, уже 53 года этим занимаюсь”.

Вылезайте из подполья

Многие вязальщицы настолько боятся Налогово-таможенного департамента, что, как уже говорилось, работают едва ли не в партизанских катакомбах. Все контакты передаются из рук в руки и не дай бог, кто с улицы заглянет. Паника в обозе, на самом деле, разводится зря. Ведь из-за пары евро налоговики не будут связываться с домашними предпринимателями — в итоге расходы на расследование проступка и документов обойдутся в разы дороже несчастной пары шерстяных носков. Но если вязальщица не в состоянии себя контролировать и зарабатывает деньги исключительно спицами, могут возникнуть проблемы.

”Если речь идет о каких-то разовых сделках, ну, например, пару раз в год на каких-то ярмарках люди продают свое рукоделие, доход можно внести в обычную налоговую декларацию частного лица, — объясняет пресс-секретарь Налогово-таможенного департамента Райнер Лауритс. — Если сумма не превышает 25 000 евро, ставка подоходного налога составляет 20%. А при заполнении декларации не забудьте принять в расчет и не облагаемый налогом минимум размером 6000 евро в год. Так что в реальности с таких небольших сумм, скорее всего, и не потребуется выплачивать налог”.

Вторая возможность для тех, кто занимается такими продажами регулярно — предпринимательский счет. Это новое для Эстонии явление, про которое слышало очень мало людей. Пока еще такую возможность предлагает лишь банк LHV, остальные финансовые учреждения взвешивают возможность.

”Эту услугу мы начали предлагать лишь пару недель назад, — рассказывает Прийт Рум, руководитель отдела по связям с общественностью банка LHV. — Смысл заключается в том, что любой человек, независимо от возраста, может открыть такой счет и переводить на него полученные от предпринимательской деятельности средства. Это могут быть как раз доходы от продажи товаров на ярмарках, деньги, заработанные в системах таксоизвоза на личных автомобилях и в частном порядке”.

Как добавляет Райнер Лауритс, такой счет можно открыть лишь если вы продаете свои услуги или товары частным лицам. С поступивших на такой счет средств автоматически будут сниматься 20%, которые пойдут на покрытие подоходного и социального налогов, а также накопительной пенсии.

”Таким образом, платить подоходный налог нужно будет лишь с тех средств, которые поступили на предпринимательский счет, и больше никакой дополнительной бюрократии не возникнет, человеку не нужно больше ни о чем беспокоиться”, — подытоживает пресс-секретарь Налогово-таможенного департамента.

”Это очень простая возможность для предпринимательской деятельности, максимально упрощающая жизнь небольшим предпринимателям, — поясняет Прийт Рум из банка LHV. — Не нужно переживать о бухгалтерских отчетах, ежемесячных налоговых декларациях и прочей бюрократии, все происходит автоматически. А если поступающий на счет доход окажется достаточным (1300 евро в месяц — прим. ред.), то у пользователя предпринимательского счета будет возможность получить и медицинскую страховку. При этом рекомендую четко делить счета — чтобы избежать недоразумений, для повседневных нужд этот счет лучше не использовать”.

Польза такого счета прежде всего для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, которая не несет дополнительных затрат, то есть не нужно закупать оборудование или материалы. Например: няни, художники, продавцы урожая, выращенного на собственных огородах. Также в категорию попадают мастера, выполняющие ремонтные работы, домашние помощники, репетиторы и т. п. Вязальщиц и рукодельниц также можно смело отнести в эту категорию — ведь качественные спицы служат десятилетиями, а материалы, как правило, оплачивает сам клиент.

”Также уточню, что 20% подоходного налога удерживается лишь в случае, если на счет поступает не более 25 000 евро в год, — объясняет Прийт Рум. — У превышающей эту ставку суммы налог составит 40%. Если поступающая на счет сумма превышает 40 000 евро, предпринимательский счет открыть нельзя”.

Минусы у такого счета тоже есть. Например, он не подойдет посредникам — поскольку расходы на ввоз товара формируют значительную часть продажной стоимости. Поскольку налогом на предпринимательство облагается вся поступившая на счет сумма, а не прибыль, полученная за оказание услуги или продажи товара, нет возможности вычесть расходы.

Поэтому от деятельности, которой сопутствуют те или иные расходы (например, продажа какого-то товара, при закупке которого можно вычесть из облагаемых средств расходы на его приобретение), лучше выбрать регистрацию физическим лицом-предпринимателем или зарегистрировать иную форму бизнеса.

Поделиться
Комментарии