Между тем, тема касается огромного количества людей, ведь вместо приятных забот в связи со свадьбой и созданием новой семьи, половинки которой живут в разных странах (что сейчас не редкость), люди должны страдать от своеволия чиновников, которым даны в руки неоправданно большие рычаги вмешательства в личную жизнь. Хотя один из идеологов политики Эстонии в отношении иностранцев, Март Нутть (партия IRL) считает, что все нововведения носят скорее технический характер.

От перестановки мест слагаемых…

В новом законе, как и в прежней его редакции, многие вопросы предоставления или отказа в виде на жительство супругам граждан Эстонии или постоянно проживающим на территории ЭР иностранцам отданы на усмотрения чиновников Департамента гражданства и миграции (ДГМ).

В старом законе было сказано, что ходатайство о переезде на жительство к супругу-гражданину Эстонии можно считать необоснованным в том случае, если проживающий в Эстонии супруг сам может переехать на жительство в ту страну, гражданином которой является другой супруг, или у супругов есть возможность переехать в какую-то третью страну. Теперь добавилось еще и положение, по которому супруг, ходатайствующий о виде на жительство в Эстонии, должен доказать, что он не может жить в другой стране, за пределами Эстонии.

Депутат парламент Владимир Вельман (Центристская партия) говорит, что эти вопросы регулируются так, чтобы избежать фиктивных браков, не более того. "Приведенная норма лишь предполагает, что если гражданин ЭР хочет выехать из Эстонии к супругу (супруге) на постоянное проживание, то это станет препятствием для получения последним вида на жительства в Эстонии", — прокомментировал Вельман.

Юрист Центра информации по правам человека Елена Каржецкая считает, что в данной статье действительно имеется противоречие Конституции ЭР (статья 36 Основного закона гласит, что ни один гражданин Эстонии не может быть выслан из Эстонии и ни одному ее гражданину нельзя препятствовать поселиться в Эстонии). "Однако на практике ДГМ не давал подобных отказов, поэтому у правозащитников не было шансов засудить департамент", — сказала Каржецкая, которая полагает, что, в случае чего, такой суд можно было бы легко выиграть. В то же время, по словам юриста, ничего принципиально нового в законе не появилось. "По сути, прописаны те же нормы, только несколько иначе. А от перестановки мест слагаемых сумма не меняется", — подытожила Елена Каржецкая.

Исключения для союзников

Еще одна норма в законе, которая, казалось бы, пережила себя, — это ограничение для иностранцев на занятие коммерческой деятельностью. В новом законе (как и в старом) говорится, что иностранцу для получения временного вида на жительство нужно вложить в фирму в Эстонии не менее 1 миллиона крон капитала, а для предпринимателя физического лица эта сумма составляет 250 тысяч крон.

При этом в середине декабря Рийгикогу принял Закон о применении в Эстонии Директивы Евросоюза об услугах, согласно которому на всех иностранцев-граждан ЕС должны распространяться условия Директивы об услугах. А это означает отсутствие ограничений, правила должны быть такие же, как для граждан Эстонии. Еще один нюанс: директивы ЕС, по идее, должны иметь приоритет над местным законодательством.

Март Нутть поясняет, что речь идет об иностранцах, которые гражданами ЕС не являются. Это во-первых. Во-вторых, по его словам, каждый член Евросоюза волен устанавливать свои правила, так что Нутть никаких противоречий тут не видит. В трактовке Владимира Вельмана все тоже выглядит довольно просто. "Желающий заниматься такой деятельностью в Эстонии должен подтвердить свою коммерческую ликвидность. Проще говоря, потенциальный кандидат не может просто заявить о своем желании заняться бизнесом в Эстонии (тогда как на самом деле намерен работать на подхвате или, образно говоря, дворником). Указанные суммы "взноса" — лишь дополнительное, но не обязательное условие", — поясняет Вельман.

А юрист Елена Каржецкая говорит, что надо делать различие между директивами и постановлениями ЕС. "Постановления имеют приоритетный характер, директивы — нет", — объяснила юрист. Вот такая сложная казуистика.

Зато в новом Законе об иностранцах устранили пробел, образовавшийся после нашего вступления в ЕС и НАТО. Закон по-прежнему запрещает выдавать вид на жительство тем, кто служит или служил кадровым военнослужащим в армии другого государства. Когда эту норму прописывали, то имелись в виду, конечно же, офицеры советской и российской армии. Но сегодня союзники не поймут, если натовский или евросоюзный офицер, выйдя в отставку, решит прикупить здесь хутор, чтобы насладиться старостью в тихой и уютной Эстонии, но автоматически получит отказ. Поэтому в новом законе для военнослужащих стран-членов ЕС и НАТО сделано исключение — они теперь здесь желанные гости, то есть жители.

Вообще же, как говорит Март Нутть, в начале 90-х годов Закон об иностранцах вызывал в обществе известное напряжение, но сегодня, по его мнению, это напряжение сошло на нет, а все поправки и изменения обусловлены изменившимися реалиями, а не политическим произволом.

Поделиться
Комментарии