Программа развития ООН начала сравнение жизни в разных странах в 1990 году, первый рапорт по Эстонии появился в 1995 году. Свою деятельность в Эстонии она прекратила в 2000 году, после чего ответственность за составление рапортов легла на плечи местных энтузиастов. Первое время их рапорты были с этаким левацким уклоном и вызывали сомнения в объективности, в последнее время этот недостаток изжит.

Поначалу страны оценивались по трем показателям: продолжительности жизни, грамотности и зажиточности населения, но с 2010 года умение читать заменено реальным и ожидаемым количеством лет, ушедших на учебу.

В 2012 году рейтинг возглавляла Норвегия, где ожидаемая продолжительность жизни была 81,3 года, срок учебы 12,6 и 17,5 года, доля ВВП в расчете на душу населения по ППС на 2005 год 48 688 долларов США, а сводный индекс — 0,955. Из интересующих нас стран США были на 3-м месте, Швеция — на 8-м, Финляндия — на 21-м, Эстония — на 33-м, Литва — на 41-м, Латвия — на 44-м и Россия — на 55-м.

Цифровые показатели по Эстонии: продолжительность жизни — 75 лет, срок учебы — 12,0 и 15,8 года, ВВП на душу населения — 17 402 USD и сводный индекс — 0,846. Столь высокого индекса у нас никогда не было, так что с цифрами тут все в порядке. Одними цифрами, однако, сыт не будешь, поэтому в рапорте, помимо множества таблиц и графиков, дан и обстоятельный анализ того, что скрывается за ними.

Мы и Европа

Сравнивая средние показатели по Эстонии и ЕС, авторы отмечают, что у нас выше доверие к Евросоюзу, свобода прессы и доступа к Интернету, экономическая свобода, уровень знаний учащихся и оптимизм в отношении будущего. На среднем уровне ЕС конкурентоспособность экономики, способность к инновациям, коррупция, доверие к государственным институтам и доля людей с высшим образованием, а ниже — производительность труда, уровень зарплат и зажиточности, ожидаемая продолжительность жизни (в большинстве европейских стран 80 лет и выше, у нас — 75, у женщин 81 и у мужчин 70,5; правда, у женщин, достигших 65 лет, это 19,4 года и у мужчин 14,2 года, так что тут отставание только на 2-3 года), удовлетворенность жизнью (69%; в Швеции и Дании — 97-98%), равенство полов и толерантность.

Здесь, правда, можно добавить, что с 1990 года средняя продолжительность жизни увеличилась у нас на 5,6 года, а доля ВВП на душу населения — даже на 71%, но это не компенсирует, например, того, что в системе образования отталкивающе низкие зарплаты учителей, а сама система образования, где мало представителей мужского пола как среди обучающих, так и обучаемых, слабо связана с рынком труда, отчего выпускникам трудно найти работу по специальности. Проблем хватает также как в социальной сфере, так и в сфере здравоохранения, поэтому рано еще развешивать плакаты, воскрешающие в памяти строки из стишка времен агонии СССР: ”Мы не пашем, не сеем, не строим, а гордимся общественным строем…”

Мы и мир

По успешности экономической, политической и социальной адаптации к процессу глобализации Эстония занимает в мире 25-е место, причем по экономической адаптации даже 8-е. По мнению предпринимателей, экономистов, политиков, деятелей культуры и докторов наук, наиболее перспективными ареалами для сотрудничества у нас выступают регион Балтийского моря (75%), ЕС (62%), РФ (50%) и КНР (42%).

Среди стран переходного состояния Эстония занимала в 2012 году по успешности политико-экономической трансформации 5-е место после Чехии, Тайваня, Словении и Уругвая, а по успешности управления процессами — даже 3-е после Тайваня и Уругвая. Всего таких стран или территорий было 128, так что 5-е место в этом списке кое о чем говорит.

В разделе 1.5 рапорта приведена мировая карта ценностей разных стран и народов. На вертикальной оси они делятся по предпочтению традиционных или секулярно-рациональных ценностей, а на горизонтальной — по стремлению к выживанию или самоутверждению. Всего на карте 7 групп стран. По вертикали ниже нулевой отметки, т.е в ареале традиционных ценностей находятся Африка, Латинская Америка, Южная Азия, англоязычный мир и католическая Европа, выше — бывшие коммунистические страны, протестантские страны Европы и конфуцианский мир.

По горизонтали в ареале стремления к выживанию (в наших условиях: стремления к обогащению?) остаются бывшие коммунистические страны, Южная Азия и Африка, близ нулевой отметки — католическая Европа и конфуцианский мир, а в ареале стремления к самовыражению — Латинская Америка, англоязычный мир и протестантская Европа, особенно Северные страны. Эстония по светскости жизни и рациональности мировосприятия находится на уровне Дании и Норвегии, но ниже Швеции, однако по стремлению к самоутверждению решительно отстает от них. Интересно, стоит ли нам обращать на это внимание?

Поделиться
Комментарии