Формально общественные банки отличаются от коммерческих тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а служение интересам клиентов.

Целевой клиентурой Таллиннского банка, по задумке создателей, должны стать все предприятия, квартирные товарищества, местные самоуправления, коммерческие объединения, принадлежащие местным самоуправлениям, и, естественно, жители Эстонии.

Идея не нова

”Общественные банки очень популярны во всем мире. Их история довольно-таки стара, — говорит бывший член Центристской партии Эстер Туйксоо, работающая в учреждении, которое ведет подготовку к основанию Муниципального банка. — Необходимость создания данной системы исходит снизу вверх, так как обычно основателем является какой-либо союз учредителей, и для образования Муниципального банка существуют очень важные регионально-политические причины”.

Как пишет газета ”Столица”, по данным Европейской ассоциации общественных банков, на конец 2012 года в 27 государствах Евросоюза у общественных банков было более 55 миллионов членов и 214 миллионов клиентов. Самих банков было около 4 тысяч, и они имели 72 тысячи представительств.

Туйксоо соглашается с тем, что в Эстонии действительно достаточно банков, но отмечает, что особенность большинства из них заключается в том, что они ”повернуты спиной” к Эстонии. Проще говоря, каждый год прибыль банков, принадлежащих крупным заграничным инвесторам, выводится из страны. Тем самым Эстония на протяжении многих лет теряла миллионы.

”Также мы знаем о недовольстве клиентов по поводу необоснованно высоких цен на услуги, — добавляет Туйксоо. — В Эстонии тоже есть довольно успешные общества вкладов и займов, которые предоставляют клиентам гораздо лучшие условия по сравнению с иностранными банками. Финансовая сила этих маленьких обществ не достаточно велика, но все же. Исходя в первую очередь именно из желания людей получать более дешевые банковские услуги, по инициативе Таллинна было решено создать Муниципальный банк”.

Деньги для банка

Чтобы реализовать идею Муниципального банка, Таллинн создал фонд, которому выделил более 300 000 евро. Из них 200 000 евро уйдут адвокатскому бюро Lextal, чтобы те разработали необходимую документацию для получения согласия Финансовой инспекции на учреждение банка, а также все необходимые для организации работы банка документы. Данное бюро известно тем, что представляло в судебных тяжбах с Полицией безопасности Яну Тоом, Михаила Кылварта и Михаила Стальнухина.

Конечно, большинство потенциальных клиентов, ради которых, по словам создателей, и будет учрежден банк, прежде всего волнуют насущные вопросы. Вверяя свои деньги банку, немаловажными нюансами являются доступность банкоматов, на развитие сети которых требуются не только финансовые затраты, но и время, акцептирование банковских карт не только в Эстонии, но и за рубежом, а также страхование вкладов, низкие проценты по кредитам и вообще благонадежность банка.

Однако, по всей видимости, на данный момент четких ответов на такие важные вопросы у организаторов банка нет.

”У банка в будущем будут все возможности для удобного обслуживания клиентов. Процентные ставки по вкладам, которые, согласно закону, будут застрахованы, и величина процентных ставок по кредитам будут урегулированы в соответствии с бизнес-планом банка. Муниципальный банк будет, конечно же, выдавать кредиты, также исходя из своего бизнес-плана и учитывая экономическую ситуацию”, — вот так довольно обтекаемо на данный момент может ответить Эстер Туйксоо.

Что касается стартового капитала банка, то он, по ее словам, базируется на вкладах создателей банка при его основании.

Размытые перспективы

Чтобы лучше разобраться в этой теме и понять, нужен ли Эстонии такой банк, ”МК-Эстония” обращалась за комментариями к крупнейшим банкам страны, Swedbank и SEB, в Союз банков Эстонии, к директору по развитию Таллиннского бизнес-банка доктору экономических наук Игорю Новикову, однако все они отказались комментировать данную тему, сославшись на то, что пока перспектива создания Муниципального банка довольно размыта, а потому оценить его целесообразность и возможные ”подводные камни” не представляется возможным. Банки, помимо этого, сослались на то, что не могут комментировать деятельность других финансовых организаций

Тем не менее, нашлись компетентные люди, которые не остались в стороне при обсуждении этого вопроса.

”17 апреля Таллиннское городское собрание голосами центристской фракции
одобрило создание учредительного фонда Общественного банка, цель которого -
сделать необходимые приготовления по учреждению банка. Этим решением центристы в горсобрании пытались исполнить давнюю мечту мэра Эдгара Сависаара о собственном банке, — комментирует председатель социал-демократической фракции горсобрания Анто Лийват. — Но реализовать эту мечту не удастся, поскольку мэр сам не воспринимает создание данного банка всерьез”.

Хотя, отмечает Лийват, двумя дополнительными бюджетами 2014 года фонду уже выделили 350 тысяч евро, в его руководящие органы не входит ни один человек с опытом работы в банковском секторе. Поэтому уже с первых шагов по созданию общественного банка наделано немало юридических глупостей.

”Если изначально город планировал с помощью фонда участвовать в кредитно-сберегательном товариществе, где минимальное требование к паевой доле — 31 950 евро, то для создания общественного банка городу нужно найти не менее 50 членов учредителей и 5 млн. евро, чтобы выполнить минимальное требование к вносимому акционерному капиталу. Выполнение этих и других требований, проистекающих из Закона о кредитных учреждениях, Таллинну не под силу”, — резюмирует председатель социал-демократической фракции.

Бывший центрист, а ныне реформист Айн Сеппик считает, что идея Общественного банка — это всего лишь очередная попытка сделать из Таллинна государство в государстве.

”Здесь, в этом городе-государстве, уже действуют свои законы, свои правила, которые компенсируют Эдгару Сависаару его амбиции, так как он никогда не станет премьер-министром Эстонии. Таллинн уже имеет МуПо, ЛиПо, свое медиа-пространство, свою шкалу ценностей, согласно которой, например, вакантные места распределяются исключительно среди членов Центристской партии. При этом те, кто в чем-то не согласен с Центристской партией, не имеют право голоса”, — добавляет Сеппик.

Все это, по мнению представителя реформистов, сопровождается искусственным поддержанием противостояния двух общин и противостоянием между столицей и государством, так как явление Таллинн-государство только на этом и держится.

”Когда в один прекрасный момент эстонцы и русские вместе начнут строить свой Таллинн, разделять заботы и проблемы, данная власть вместе с ее МуПо, ЛиПо, медиа-пространством и Общественным банком прекратит свое существование. Именно поэтому противостояние требует непрерывной эскалации, чем довольно профессионально и занимается Таллинн”, — объясняет Айн Сеппик.

Поделиться
Комментарии