Советник канцлера права Аго Пелисаар считает, что права ряда людей на протяжении нескольких лет необоснованно ущемляли, не выплачивая им положенное. По его мнению, Налогово-таможенный департамент годами нарушал закон, не учитывая налоговую льготу с процентов по жилищному кредиту, который был взят не на покупку жилья, а на его реконструкцию.

Но налоговики с этим не согласны. Позиция департамента такова: при осуществлении обычного ремонта возврат подоходного налога с процентов по жилищному кредиту полагается только тем, у кого есть проект. И не простой, а согласованный с местным самоуправлением. Советник канцлера же считает, что достаточно просто наличия проекта.

Можно, но нельзя

”Был случай, когда человек все работы выполнил сам и составил необходимый проект строительных работ. К сожалению, Налогово-таможенный департамент не предоставил ему налоговых льгот и начал требовать утвержденный проект. Но в законе нет такого термина, как утвержденный проект строительных работ”, — говорит о конкретном случае советник канцлера права Аго Пелисаар.

По словам Пелисаара, НТД исходит из вступившего в силу в 2003 году Закона о подоходном налоге и тогдашнем Законе о строительстве. Раньше все работы, подпадающие под термин ”строительство”, требовали очень подробный проект.

Но в 2015 году вступил в силу новый Закон о строительстве, где понятие строительства расширилось. В то же время, добавляет советник, в Закон о подоходном налоге дополнительный пункт, исключающий мелкие работы, добавлен не был. Аго Пелиссаар подчеркивает, что закон теперь вообще очень многое позволяет строить без уведомления органов власти.

”Человек может сам сделать такой проект, который, как он считает, ему необходим для этих работ. Проект должен отвечать ряду общих критериев, перечисленных в законе, и если он им отвечает, то это и есть проект строительных работ, в связи с которым человек тоже может получить положенные ему по закону налоговые льготы”, — подчеркивает советник.

Но НТД с этим категорически не согласен: они акцептируют только те проекты, которые были рассмотрены местным самоуправлением, занесены в регистр строений и утверждены. Таким образом, круг проектов значительно сужается, и льготы светят в понимании налоговиков гораздо меньшему количестве людей. А ремонтные работы без проекта называются на сайте НТД ”обычным ремонтом”.

Руководитель отдела налогов НТД Эвелин Лийвамяэ в ответе канцлеру права написала, что, согласно их практике, как правило, проценты по кредитам у частных лиц списывались, если имелся соответствующий проект. И льготы не распространяются на обычный ремонт, когда клеят, например, обои или меняют плитку.

”Так что мы считаем, что списывать проценты по кредитам нельзя, если ремонтные работы осуществлялись без проекта, — написала канцлеру права Эвелин Лийвамяэ. — Мы не можем осуществлять за всем этим надзор, и именно местное самоуправление вполне могло бы все это контролировать. Поэтому, если им предоставили проект и они выдали разрешение, то мы это акцептируем. А так как наши чиновники не компетентны оценивать фактическое соответствие строительных работ проекту, то мы и не можем принимать проекты, которые не были предоставлены в регистр строений и одобрены местным самоуправлением”.

В итоге возникла такая ситуация, что вроде бы люди на возврат подоходного налога с процентов по жилищному кредиту право имеют, но, с точки зрения налоговиков, все же не имеют — потому что у них нет компетенции и возможностей ходить и проверять соответствие зданий проектам, но закон при этом позволяет ряд работ осуществлять вообще без проекта.

Поясняя точку зрения советника канцлера права, пресс-секретарь бюро канцлера права Янек Лутс отмечает, что Закон о подоходном налоге разрешает списывать из облагаемого подоходным налогом дохода проценты по жилищному кредиту и тогда, когда кредит использовали для возведения, расширения или перестройки здания. А также для того, чтобы переделать размер комнат и установить или построить другие технические конструкции здания.

”В то же время вступивший в силу в 2015 году Закон о строительстве не требует, чтобы все строительные проекты были утверждены местным самоуправлением, — подчеркивает Лутс. — Иногда проект следует предоставлять в регистр строений, но это скорее обязанность с целью просто проинформировать и совершенно не означает, что данный проект одобрен”.

Сложные расчеты

Сколько денег зависло и сколько людей имеют права на эту льготу, никто не нашей газете ответить не смог. В одном из банков сказали, что они выдают кредиты на ремонт и реновацию, но что конкретно делали с этими деньгами и был ли проект, они не знают, поскольку проекта они не требуют.

Налоговики отмечают, что у них тоже нет данных касательно того, сколько примерно людей теоретически могут иметь право на возврат переплаченного подоходного налога. И в данном случае нужно рассматривать каждую ситуацию индивидуально: сколько детей до 17 лет, сколько составляет облагаемый подоходным налогом доход, были ли еще налоговые льготы и в каком размере и так далее. Так что даже среднюю сумму недоплаченных государством денег назвать не смогли.

К тому же сумма процентов по кредиту, которую можно было списать, менялась. Например, до 2018 года нельзя было списать в налоговой декларации более 1200 евро процентов по кредиту. А с 1 января этого года, подавая налоговую декларацию за прошлый, нельзя было списать уже более 300 евро в качестве процентов по кредиту.

Но если представить, что у человека никаких больше льгот не было, то в 2016-м и 2017-м, подавая декларацию, он мог суммарно списать 2400 евро (по 1200 евро в год), а в 2018-м, подавая декларацию за 2017-й, 300 евро. Итого льгота в общей сложности составляет 2700 евро, и потерять человек мог при приблизительных расчетах порядка 540 евро.

”Услышав эту новость, я очень обрадовалась, — говорит жительница Таллинна Марина. — Мы с мужем 12 лет назад брали кредит как раз на ремонт жилья. Сносили стены, стелили полы, меняли трубы… Мы тоже на следующий год, подавая декларацию, указали и проценты по кредиту. Но нам пришел ответ, что так как кредит был взят не на покупку жилья, а на ремонт, то ничего нам не полагается. И сейчас я, узнав о точке зрения канцлера права, подумала: как было бы здорово, если бы за все эти годы нам вернули бы деньги. Получилось бы аж 2700! Но, увы, так как проекта у нас не было, то претендовать нам, по сути, не на что! А очень жаль”.

Но если вы брали жилищный кредит в 2015 году или позже на реновацию, расширение или возведение здания, а также реконструкцию и перестройку, и у вас есть соответствующий проект, вы можете подать в НТД ходатайство, чтобы скорректировать свою налоговую декларацию. Возможно, вам вернут деньги! Но так как все имеет срок давности, то лучше не откладывать это дело в долгий ящик.

Поделиться
Комментарии