Эта симпатичная девушка в мини-юбке еще в школе знала, чем она хочет заниматься в жизни. После школы она подала документы в Спасательный колледж при Академии внутренних дел и одновременно пошла работать в береговую охрану. Первого человека спасла в 18 лет.

- Расскажи, как это было.

- Я тогда только-только пришла работать на Штромку. И вот одна из моих первых смен, я в патруле (каждые полчаса по пляжу ходят патрули). И вдруг смотрю, машет нам из воды какой-то молодой человек, мол, нужна помощь. Подбегаем к нему, а рядом — девочка лет пяти, без сознания. Глубина была небольшая, мне где-то по пояс. Но по всем признакам было видно, что девочка тонула, и уже успела нахлебаться воды.

Мы вытащили ее на берег, позвали медиков. Повезло еще, что "скорая" приехала очень быстро — в течение трех минут. (Считается, что подобные вызовы, в частности, с детьми — это "дельта"-категория, самые срочные. И бригада при необходимости должна отложить вызовы с меньшим риском, и добраться до места происшествия за 3-4 минуты.) Вобщем, повезло, что все службы довольно слаженно сработали.

- А у тебя не было мысли: от меня зависит жизнь человека, а вдруг я не успею, не спасу?

- Когда случаются подобные ситуации, ты думать особо ни о чем не можешь. Ты забываешь о всех своих страхах. Есть только одна мысль: добраться до цели и сделать все возможное, чтобы человек выжил. Хотя вместе с тем ты не имеешь права при выполнении задания подвергать опасности ни свою жизнь, ни жизнь напарника, ни жизнь других людей. Но только потом, уже на берегу, когда все позади, понимаешь, что только что произошло. Что, спасая другого, ты, может быть, рисковал своей жизнью.

- Когда ты шла сюда работать, твои представления о спасателях сильно отличались от реальности?

- Не очень. Я догадывалась, что это довольно тяжело, поэтому готовилась к самому худшему. Хотя, опять-таки, многие думают: о, как прикольно! Очень интересная работа: ходишь себе по пляжу в красной форме, загораешь и еще деньги зарабатываешь. На самом деле, это довольно тяжело: самая короткая смена — 12 часов. А бывает и дольше. И неважно, что жарко, душно, ты устал, у тебя срываются планы — ты должен каждую секунду быть в боевой готовности! Ни на миг не можешь расслабиться — не дай бог, именно в этот момент у кого-то в море вдруг сведет ногу или он, перегревшись на солнце, в воде потеряет сознание.

- А самая длинная смена, которая у тебя была?

— 18 часов подряд. К счастью, подобные случаи бывают редко и связаны, в основном, с нехваткой лодок, людей, различными форс-мажорами. Когда под конец смены что-то случается, ты же не закроешь будку со словами: "А я сегодня до 9, через пять минут автобус, до свиданья, меня дома ждут!", а будешь работать столько, сколько людям понадобится твоя помощь.

Как найти "потеряшку"

Помощь, по словам спасательницы, обычно требуется людям трех категорий. В первую очередь, маленьким детям, которые довольно часто теряются. "Бывает так, что мамочка только отвернется, допустим, достать бутерброд, оборачивается, а ребенка уже нет, — говорит спасательница. — А потом разводят руками: ну как же, он же только что рядом был!"

— Если потерялся ребенок, не пытайтесь найти его своими силами — лишь впустую потратите время, — говорит Алла, — а ребенок за эти минуты сможет убежать достаточно далеко. Это довольно распространенная проблема. Многие просто не знают, как можно среди 8-10 тысяч людей, которые находятся на пляжу, легко найти "потеряшку".

- И как же?

- Мы передаем приметы по рации, и несколько отрядов тут же начинают прочесывать весь пляж. Вдобавок объявляем по рупору, мол, потерялся такой-то ребенок в таком-то купальнике, с таким-то цветом волос. В основном, это дети до 5 лет, которым все интересно. И обычно через 5-10 минут родители получают обратно своего любознайку. Самое долгое время, которое длились поиски, — 15 минут.

"Но это еще цветочки, — вздыхает Алла. — Львиная доля происшествий с детьми возникает по вине родителей, которые элементарно не смотрят за своим ребенком. Мамы с папами приходят на пляж отдыхать, загорать, купаться, читать книжку. Они запросто разрешают своему чаду пойти с другим ребенком поиграть у воды. Они могут забыть о времени, а потом говорить: я только отвлеклась на знакомую, он же рядом со мной только что был! А ребенок побежал, побежал, побежал… Практика показывает, что с ребенка до 7 лет лучше вообще не спускать глаз. Книжку дома почитаете".

Спасение утопающих — дело и спасателей, и утопающих

По словам Аллы, тонут, в основном, те люди, которые склонны переоценивать свои силы. "Например, пьяные часто не могут оценить ситуацию и свои возможности адекватно, — сетует Алла. — Очень много молодых здоровых спортивных людей тонет именно из-за того, что были в воде выпимши".

- Причем тонущие делятся на активных и пассивных. Активные — кричат, машут руками, зовут на помощь. И чаще всего они и спасаются. Хороший пример — спортсмены, которые приходят на пляж. Для них вода 17 градусов — идеальная для тренировок. И вроде бы казалось, люди тренированные, уж точно смогут, если что, выплыть. Но на самом деле, они-то знают, что если свело ногу, то ты сам себе вряд ли сможешь уже помочь, лучше как можно скорее звать на помощь.

"Очень опасная ситуация, когда морская вода попадает в легкие. Даже если человека откачали и отправили домой, легкие могут и через неделю опухнуть — и закончится все летальным исходом", — говорит Алла.

Спасатели делятся на две категории: говоруны и пловцы. Говоруны патрулируют пляж, объясняют пьяным правила, которые нельзя нарушать, ищут потерявшихся детей. А пловцам не составляет большого труда за 3-4 минуты проплыть 300 метров. Алла  — начальник смены, должна и плавать, и общаться с людьми одинаково хорошо. Но ей больше нравится второе.

Но бывают и тяжелые случаи, когда "говорить" с людьми очень сложно. Она до сих пор вспоминает, как два года назад два брата, 15 и 16 лет, в компании друзей купили несколько бутылок водки и пришли на пляж. "Где-то им продали эту водку, — сокрушается Алла. — И вот они, изрядно выпив, решили искупаться… И один из братьев утонул. Мне было очень сложно сообщить оставшемуся в живых, что его брат умер".

За пять лет работы в Береговой охране ей не удалось спасти троих человек. Все они пошли купаться, будучи пьяными.

Эх, жизнь не удалась!

- Любой пляж в Таллине делится на сектора. Штромка официально — 1700 метров, дальше начинаются дома. Но их жители тоже очень любят купаться в море, так что можно еще километр смело накинуть.

- Как спасатели следят за всей этой площадью?

- Помимо патрулей, у нас есть еще и будка с вышкой. За водой постоянно смотрят человек на вышке и человек в будке. Но так как зачастую на море бывает ветер и волны, то картинка примелькивается, поэтому каждые полчаса они меняются.

Самый опасный сектор на Штромке — там, где жилые дома. Алла рассказывает, что уже и экстрасенса вызывали — больно много несчастий там происходило. "Хотя смешно, конечно: Rannavalve и … экстрасенс! Но он показал именно те зоны и участки, где чаще всего люди и тонули".

По словам Аллы, довольно много проблем у Береговой охраны именно в "непляжное" время года. Свой отпечаток накладывает и популярность места: Штромка и Пирита — пляжи, где спасательная лодка всегда, вне зависимости от погоды, находится в боевой готовности. И вот почему.

- Многие думают, мол, вот хорошая работа, спасатели себе в будке сидят и ничего не делают. "Чего там, пляжный сезон же закончился! Вот они и прохлаждаются. И за что только им платят деньги?" А на деле получается, что будь то дождь, снег или град, ты все равно должен не терять бдительности. К примеру, в прошлом году ливень и гроза — а девушка пошла топиться! Как раз в этом жилом секторе. Попробуй ее там заметь!

- А что у нее не заладилось?

- Несчастная любовь. У нас это сейчас очень модно (улыбается): из-за любви — сразу топиться! В прошлом году — только на Штромке и только в мою смену — было 6 самоубийц! Причем, какие бы ни были у человека проблемы — на работе, в школе, в университете, с друзьями, с девушкой, — в основном, последней каплей становятся проблемы в семье. Ты пришел домой, все у тебя плохо, а тут еще и мама тебе замечание сделала, мол, доколе ты будешь разбрасывать свои носки! И вот из-за этих носков человек порой и идет на самоубийство.

Хотя, Алла говорит, бывает и другая категория, которые собираются топиться… где-нибудь поближе к будке спасателей. Мол, я напился, жизнь не удалась и да пошло оно все! Приходит такой человек на пляж, снимает ботиночки, аккуратненько их ставит на песочек, выкладывает мобильный телефон и так — топ-топ-топ, бравым шагом, смотрите, смотрите, я пошел в воду!

"Но, в основном, это молодые — до 25 лет, — вздыхает спасательница. — У тех, кто постарше, видимо, хватает мудрости более спокойно относиться к жизненным неурядицам. И еще одна нехорошая закономерность: 90 процентов тех, кто пытается свести счеты с жизнью, находятся в сильном алкогольном опьянении".

Поделиться
Комментарии