Андрей Красноглазов, руководитель Института Пушкина:
- Была такая история. В начале 80-х я служил в частях связи в военно-морском флоте. Призывался из Москвы. Сначала мы, новобранцы, попали на учебку в Пинске, я был в БЧ-4, БЧ — боевая часть. Привезли нас, и там мы 3 дня должны были ждать, пока всех развезут по Союзу. И вот выстраивают нас на второй день на плацу, и старшина спрашивает: "Шахматисты среди вас есть?" Я думаю: вроде играю в шахматы, надо, наверное, прогнуться и выйти из строя. Но не успел ничего сказать, потому что вокруг понеслось: "Я!", "Я!" "Два шага вперед", — гаркнул старшина. И сказал другому: "Забери их в туалет — пусть моют, там и наиграются вдоволь в шахматы: черная шашечка, белая шашечка".

Промоутер Адольф Кяйс:
- Я служил в 72-м году Петродворце в железнодорожных войсках, которые строят мосты и дороги. Ко мне приезжала любимая девушка Тамара, моя нынешняя жена, но, к сожалению, не всегда мне увольнительную давали. В один из ее приездов я пошел в самоволку, переодевшись в гражданку, чтобы не попасться. Мы с Тамарой гуляли по Петродворцу, и вдруг я вижу: навстречу идет мой командир роты: "Рядовой Кяйс, что вы тут делаете?" Секундная пауза, и я отвечаю, как в кино: "Добрый день, я вас не знаю? Вы кто?" Он: "А вы кто?" Я: "Я приехал в часть к своему брату со своей девушкой. Меня зовут Роберт Кяйс. Я знаю, что брату увольнительную не дают, вот хочу с ним на КПП встретиться".

Проходит два дня, командир вызывает меня и спрашивает: "Рядовой Кяйс, у вас есть брат?" Я отвечаю утвердительно. Он: "Почему в вашей биографии не указан этот факт?" Я сказал, что не требовалось указывать всех своих родных, поступая на службу. И потом каждый раз командир роты, как бы подковыривая меня, спрашивал: "Как твой брат поживает"? Я до сих пор не знаю, понял ли он мой обман.

Валерий Петров, художественный руководитель и дирижер хорового коллектива Orthodox Singers:
- Я служил в оркестре, и мне объявили отпуск на Новый год. Лучше подарка не придумаешь. А у музыкантов же халтуры, особенно перед праздниками. Вот мы после халтуры разгрузили в клубе всю аппаратуру, и машина в парк уехала. И тут я вижу, что я забыл педаль от клавишных, на которых играл. Что делать? Пошел за педалью. Пока ходил, меня караул поймал, и посадили на гауптвахту, где я и встретил Новый год. Честно говоря, я от службы мало что видел, потому что почти всегда замещал дирижера — когда ему не хотелось на развод приходить, а ему часто не хотелось.

Макс Каур, депутат Таллиннского горсобрания:
- Служил в Советской Армии в 1987-1989-х годах в Латвии и Литве и дослужился до гвардии сержанта вооруженных сил и командовал танковым взводом T80! Как-то, совершенно неожиданно, мне поручили выступить на серьезном военном митинге с пламенной речью. Я процитировал слова якобы Михаила Горбачева, потому что в то время его нужно было цитировать, а на самом деле это были слова, по-моему, Джона Кеннеди. Примерно такие: "Не думай, что страна может дать тебе, а думай, что ты можешь дать стране". За это патриотическое выступление я получил недельный отпуск. Вот так началась дружба между США и СССР.

Полная версия статьи и армейские фотографии — в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии