Увы, уверен: изменить жизнь в этом аду не удастся до радикальных перемен в законах, обустроивших адское прокрустово ложе. А пока нет политических сил, намеренных законы менять, думалось мне, писать и говорить об этом бесполезно.

Но в октябре произошло два события, заставляющих вернуться к теме товарищеских террариумов. Одно — полученное письмо о ”свинцовых мерзостях” товарищеской жизни. Второе — о возможной перемене отношения к ним политических элит.

Письмо от Аллы Григорьевны

На шести страницах убористым почерком автор письма поведала историю, типичную для пожилых обитателей многоквартирных домов. В первое десятилетие после приватизации жилья проблем не было. Но после перехода властных функций в товариществе к активной женщине, годящейся Алле Григорьевне в дочки, жизнь пенсионерки стала адовой.
Грубости и притеснения от домовой начальницы возникли и нарастают в связи с отрицательным отношением пенсионерки к бурной деятельности госпожи-председательницы, продавливающей всеми правдами (чаще неправдами) проект дорогостоящей реновации 85-квартирного дома. В ход идут доверенности и (как пишет Алла Григорьевна) детективные действия вроде того, что в поданном горсобранию обосновании замены пластмассовых окон (установленных пару лет назад в 82 квартирах) правление пишет, что в доме везде старые деревянные оконные переплеты.

Чтобы письмо увидеть, пенсионерке пришлось с еще одним ”товарищем” пройти чиновничью карусель. А когда за разъяснениями ”ходоки” обратились к председателю правления, она на них наорала: мол, почему поперлись в строительный отдел мэрии.

Нет смысла пересказывать весь перечень горестей и обид, тем более, я сам могу приводить аналогичные примеры, в основе которых две причины: разные финансовые возможности жильцов и начальственное хамство (хоть и начальник-то плевый). Бывает и личный председательский интерес к получению отката, но далеко не всегда. Чаще встречается вариант ”дурака с инициативой”.

Интересы сторон сильно отличаются. Для пожилых людей, инвалидов и просто малоимущих ставка в этом споре — жизнь. Потому что непосильные платежи приведут к потере крыши над головой, а значит, и жизни. Не говоря о постоянном унижении их человеческого достоинства. В конце письма Алла Григорьевна просит совета по выбору юриста для дальнейшей борьбы, но это — пустые хлопоты. Противостоит ей далеко не председатель правления, а единый фронт чиновников горуправ и министерств, судов и юристов, банков и ”общественников” — подпитываемых за бюджетные деньги ”союзов КТ”. Этот ”Левиафан” вооружен законами, против которых не попрешь.

Вдруг забрезжил свет

28 октября на заседании Таллинского горсобрания председатель ревизионной комиссии Хельве Сяргава заявила, что ”несовершенное законодательство держит многих членов КТ в страхе. Недальновидность законотворцев … оставляет жильцов без крыши над головой”. Но совершенно неожиданно несколько властных дам из городского начальства грудью стали на защиту существующего положения дел, заявив, что обвинения Сяргава несправедливы.

На мой взгляд, их демарш ужасен. Ужасен не для страдающих ”товарищей” (им хуже все равно не будет), а для представляемой дамами политической силы накануне грядущих весенних выборов. Знакомые центристы говорят мне: ”Ты разве не понимаешь — это популистский предвыборный ход соцдемов?” Понимаю. Но ведь сказана абсолютная правда. А заявления о помощи от городских властей КТ — чистейшей воды ”постправда”. То есть правда в чью-то пользу. Непонятно, зачем брать под защиту нынешний человеконенавистнический закон о КТ, принятый еще прошлым составом Рийгикогу?

Совсем недавно мы вместе с Яной Тоом были сопредседателями общественной комиссии по проблемам КТ. Тогда уже было понятно: сотни жалоб, с которыми мы столкнулись, вырастали на ниве антигуманных законов. А буквально несколько недель назад я слышал от старосты Ласнамяэ, что за месяц с небольшим у нового работника, в функции которого входит снижение напряженности в КТ, собралось больше 200 обращений.

Но в рамках нынешнего закона этот высококвалифицированный и, явно, честный человек помочь может только вздохом. Увы, отдельный малоимущий ”товарищ” бесправен, поскольку закон не требует 100% поддержки для взятия кредита выше месячной суммы платежей или принятия инвестиционной программы с таким же ограничением и так далее. Перечислять недостатки закона — листа газетного не хватит.
А разговоры, что все не так плохо и может стать еще лучше, поскольку мэрия дает деньги КТ на благоустройство территорий, кажутся издевательством, как если бы смертельно больному дарили гвоздичку в петличку. Хуже того, именно городские власти способствуют заборостроению и разрастанию раковой опухоли частных платных стоянок.

От нас зависит: воспользуемся случаем и спросим у претендентов на парламентские кресла, обещают ли они защиту от КТ? Если нет — голосуем против. И поддержим тех, кто внятно с конкретными предложениями намеревается помочь. Независимо от их партийной принадлежности.

Поделиться
Комментарии