Аннели (имя изменено, чтобы защитить семью) — энергичная 30-летняя женщина. Интеллигентная, высокообразованная, успешная в своем бизнесе из области стиля жизни. У нее чудесная дочка и любящий партнер. Приличная гражданка, даже штрафов за парковку не имела. Внешность вызывает доверие: никак в ней не угадаешь крупнокалиберную мошенницу и международного отмывателя денег.

Однако в конце июня Харьюский уездный суд признал женщину виновной в отмывании денег в крупном размере, за что ей грозило тюремное заключение на срок до десяти лет.

”Все это в последние годы разрушало мою жизнь. Я ничего не сделала, просто оказалась не с теми людьми в неподходящее время. Я думала, что судебное решение поможет мне жить дальше”, — говорит она.

Жуткая и поучительная сага началась около десяти лет назад. Аннели, как и многие молодые люди в Эстонии, решила отряхнуть с ног эстонскую пыль, немного открыть для себя мир, расширить кругозор. Она осела в Лондоне, поступила учиться и устроилась работать в одном отеле.

Девушка познакомилась с молодым пакистанцем Амиром. Бойкий парень, студент-экономист. Родом из богатой семьи, красиво одет и с машиной покруче среднего. Добрый, внимательный и приятный молодой человек, который помогал друзьям даже материально. Так это выглядело.

У Аннели тогда был жених в Эстонии. Однако когда она забеременела их общим ребенком, они расстались. Аннели твердо решила стать матерью-одиночкой. Будущая мама вернулась из Лондона и собиралась растить ребенка в Эстонии.

Но прежде чем вернуться, женщина в Лондоне, точно помешанная, вышла замуж за Амира.

”Это произошло по глупости и юности, — признается она. — Для меня он был другом, но я чувствовала, что у ребенка, который вот-вот родится, могла бы быть семья и отец.”

Так Аннели вернулась в Эстонию замужней женщиной. Но в глубине души казалось, что на самом деле будет лучше развестись. Амир, автор идеи брака, разводиться не спешил.

У Аннели родилась чудесная дочка, и несколько лет ее жизнь была спокойной. Она жила в Эстонии, ее друг-супруг жил своей жизнью в Лондоне.

Пока в 2016 году Амир вдруг не вышел с Аннели на связь. Он неожиданно очень интересуется благополучием женщины, хочет вернуть ей давний долг и обещает полное сотрудничество в бракоразводном процессе.

При этом мужчина между делом пробрасывает, что ему бы пригодилась небольшая услуга.

”Он сказал, что у него проблемы. Говорил, что кто-то украл у него деньги и что у него проблемы с деловыми партнерами. Он хочет вывести свои деньги из одной компании, но не может их кому-либо на время доверить. Он сказал, что доверяет только мне, и спросил, может ли он передать эти деньги мне, чтобы я в ближайшее время вернула их ему.”

Женщина ”сдала в аренду” счет своей фирмы мужу, чтобы тот мог ”депонировать” туда деньги. Аннели утверждает, что все это странным ей вовсе не показалось.

”Я несколько раз спрашивала Амира, все ли с этим законно и свои ли деньги он переводит. Он заверил, что все в порядке. У меня не было причин не доверять ему.”

Но все стало еще более странно.

После того, как первые десятки тысяч евро прибыли в Эстонию, Амир сказал, что хранение таких больших сумм на счетах одной небольшой эстонской компании может вызвать у кого-либо подозрения: вдруг женушка может предложить еще две-три фирмы, куда можно было бы ”спокойно перевести деньги”.

К тому времени Аннели зарегистрировала здесь несколько фирм, с которыми пыталась вести бизнес. Свои фирмы были также у ее матери и отчима, которые жили в небольшом эстонском городке.

Все имеющиеся под рукой фирмы пошли Амиру навстречу, и за несколько месяцев в различные эстонские компании были перекачены по частям 300 000 евро. Мать Аннели узнала о вливании денег в ее небольшой кафе-бизнес, только когда деньги уже были отправлены. Аннели дала Амиру номер банковского счета фирмы, просто поставив мать перед фактом: деньги идут!

Деньги приходят и уходят

Однажды в Лондоне, за несколько лет до этого, Аннели якобы одолжила своему мужу несколько десятков тысяч фунтов стерлингов (на основании устного договора).
”Я просто думала, что теперь Амир выплатит мне долг и в конце концов я получу развод”, — говорит Аннели.

Надолго деньги в эстонских фирмах не задержались. По прошествии считанных дней Амир отправил Аннели точную смс-инструкцию, на какие счета и сколько денег следует перевести. Мужчина заявил, что просто задолжал деньги получателям. Аннели произвела все переводы в интернет-банке как надо. Раз ей пришлось пойти в отделение банка, чтобы увеличить лимиты переводов.

Большая часть денег вернулась в Лондон. Поживились в основном две английские компании и какое-то заграничное частное лицо. Аннели и ее мать также сняли десятки тысяч евро наличными со счетов своих фирм.

До того, как однажды банковские счета женщины, ее матери, отчима и даже дочери были заблокированы. Необычные переводы попали в поле зрения Бюро информации по отмыванию денег (RAB) Центральной криминальной полиции.

Сначала Аннели показалось, что ее подозревают в краже крупной суммы денег у лондонской компании. Амир успокоил, что все будет хорошо. Но затем прокурор выложил женщине факты. Аннели говорит, что она только рот раскрыла от изумления и страха, пронизавшего ее кожу: ”Будто читала криминальный роман!”.

Выяснилось, что подразделение по расследованию финансовых преступлений британской полиции начало операцию „Chelburn”, в рамках которой расследуется судьба 2,3 миллиона евро, украденных в 2016 году у двух компаний в США. Одна из них — фирма с 90 000 сотрудниками Jones Lang LaSalle, занимающаяся коммерческой недвижимостью, активы которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже в 90 миллиардов с лишним, а другая — производитель упаковки из фольги Durable Inc.

В 2016 году обе компании стали жертвами довольно тривиальной аферы, потеряв на двоих несколько миллионов евро.

В обеих фирмах сотруднику финансового отдела было отправлено т. н. фишинговое письмо с просьбой перейти по определенной ссылке. Когда сотрудник ”заглотнул наживку” и сделал неверный клик, преступникам открылось содержимое его электронной почты. Началось оформление фиктивных платежных поручений и отправление их от имени сотрудника бухгалтерам компании. Они перевели несколько миллионов евро на счета банков-мошенников, расположенных в Лондоне.

В течение семи дней переведенные суммы были разбросаны по всему миру: случайным образом среди фирм и частных лиц во Франции, Великобритании, на острове Мэн, в Испании, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, Австралии и других странах. Значительная часть шла через эстонские банковские счета Аннели и ее семьи. Отсюда десятки тысяч разбрелись на все четыре стороны.

Даже несовершеннолетняя дочь Аннели получила через свою мать приличную сумму денег, которая позже была конфискована.

Странные объяснения

В квартирах Аннели и ее матери был произведен обыск. Следователи не сомневались, что целью Аннели при перемещении денег туда-сюда было сокрытие их происхождения. Объяснения женщины казались очень странными.

Например, она объяснила, что получила из Лондона пожертвование на сумму более 40 000 евро за бухгалтерские услуги. Неважно, что она никогда не встречалась со своим работодателем, а сфера деятельности фирмы, ”заработавшей” деньги, — производство моющих и чистящих средств.

Что касается десятков тысяч евро, которые внезапно попали в фирму ее матери, Аннели сказала, что мама была ей должна, и она помогла найти человека, который ссудил маме денег, чтобы она могла выплатить долг. Что мама взяла большой заем у человека, с которым никогда не встречалась. Однако кредитные договоры не имели оригинальных подписей и, по мнению следователей, были фиктивными.

Возвратный перевод в Лондон в размере 100 000 евро Аннели оправдала тем, что организовывала в Англии промоакцию по продаже кальянов и этими деньгами заплачено за кальяны и табак.

Со счета фирмы матери было снято почти 16 000 евро наличными, но на слушании та призналась, что денег не видела.

После того, как банковские счета были заморожены, Аннели получила 10 000 евро с лишним наличными посредством денежного перевода через Western Union. Следователи и тут предположили преступное происхождение, но Аннели заверила, что деньги перевел брат Амира, который обеспокоен ее положением. Сам Амир даже был готов сам прилететь в Эстонию свидетельствовать в пользу женщины, но здесь это сочли ненужным.

Панические атаки, чувство вины

Сначала кроме Аннели в отмывании денег подозревались и ее мать, и отчим. Расследование по двум последним не было завершено до весны этого года.

А в случае с Аннели все было ясно: она не признала себя виновной, но спорить было не о чем. Через ее счета свободно текли преступные деньги. Для закона ее ”я не знала” оказалось слабым аргументом. Прокурор предупредил: если есть малейшая вероятность того, что женщина знала о схеме, этого было бы достаточно для признания ее виновной.

Согласно закону за отмывание денег в особо крупных размерах можно угодить за решетку на срок до десяти лет. Аннели пошла на сделку с прокуратурой и получила три года условно с испытательным сроком в три с половиной года. С разных счетов было конфисковано около 20 000 евро, и женщина должна выплатить государству штраф в размере почти 1 500 евро.

В отношении друга Амира у нее до сих пор смешанные чувства.

В одном и том же предложении Аннели сообщает, что попала в эту заваруху из-за Амира, но корень зла — его деловой партнер Сакиб, который сплел преступную схему до самой Америки. Аннели до сего дня верит, что Амир не хотел причинять ей вреда и искренне дал ей деньги ”на хранение”. Вот только этот Сакиб…

Сегодня Аннели и Амир общаются редко. Хотя деньги текли, кроме Эстонии, еще через несколько государств, Аннели, кажется, единственная, кто был осужден по полной схеме. В Великобритании все причастные к делу, задержанные для допроса, давали только один ответ: „No comments!”.

Аннели говорит, что больше так легко людям не доверится.

Члены семьи простили Аннели, но сама себя она все еще простить не может: ”Каким примером я стану как мать для своей дочери… Если бы меня посадили в тюрьму, то моя дочь, которая растет без отца, осталась бы и без матери”.

Прокурор: Аннели была осведомлена о незаконности сделок

Окружной прокурор Андрей Воронин:

”История Аннели о том, что она занималась переводом денег под влиянием друга, вполне достоверна. Она знала, что это переводы незаконных денег, что деньги не были связаны с бизнесом ее самой или ее близких родственников, и что операции с ними под видом фиктивных сделок проводить запрещено. Прежде чем начинать перемещать деньги или другие активы, каждый должен быть достаточно проинформирован о реальном их происхождении и держать свою жадность под контролем.

Как правило, в делах об отмывании денег прокурор вступает в контакт с лицами, которые являются либо убежденными преступниками, которые стремятся к обогащению путем нарушения закона, либо малообразованны и имеют более низкий социальный статус, таких используют втемную. В обсуждаемом деле осужденная была социально активным и успешным человеком с хорошим образованием без криминального прошлого. Таких лиц по делам об отмывании денег относительно немного”.

"Эстонский экспресс" — ежемесячное печатное издание на русском языке. Стоимость одного экземпляра — 1,49 евро.

Поделиться
Комментарии