Помогут ли эти меры эффективнее, чем в Европе, справиться с кризисом? Пока быстрые решения помогали Израилю избежать того ”взрыва” в распространении вируса, который произошел в Италии, Испании и других европейских странах.

Рассказываем, как боролась и борется с короновирусом ”страна стартапов”, превратившаяся в настоящий ”остров” на Ближнем Востоке.

Всеобщий карантин


Вечером в субботу, 14 марта правительство Израиля объявило общенациональный карантин. На отметке всего в 185 заболевших коронавирусом в стране закрыли школы, детские сады, торговые центры, кинотеатры, рестораны и бары, спортзалы. Запрещено собираться больше 10 человек, а это значит — закроются офисы и предприятия. Открытыми останутся продуктовые магазины, аптеки и банки.

Авиасообщение с миром практически остановилось еще 9 марта. Премьер-министр Беньямин Нетаниягу заявил, что всей стране придется ”привыкнуть к новому образу жизни”.

В том числе гражданам придется смириться с сомнительным, с точки зрения демократии, шагом. Впервые в Израиле начнут отслеживать больных коронавирусом с помощью высокотехнологичных спецсредств, которые ранее применялись только для борьбы с террором. В первую очередь, речь идет об отслеживании местоположения телефонов и распознавании лиц на видео с камер наружного наблюдения.

Раньше этими средствами пользовался лишь ШАБАК для слежки за террористами. Теперь с их помощью будут проводиться ”эпидемиологические расследования”. Медики будут выяснять, где побывали больные коронавирусом и с кем они контактировали. А полиция будет контролировать, не выходили ли из дому граждане, которым предписан домашний карантин.
Похожие меры уже помогли Сингапуру, Тайваню и Южной Корее обуздать эпидемию. Но граждане обоснованно опасаются — отключит ли государство режим ”Большого брата”, когда эпидемия закончится.

Увидеть Париж и попасть в карантин

Надя Айзнер, главный редактор интернет-сми, 10 марта вернулась вместе c сыном в Израиль из Франции. Турпоездка, планировавшаяся как подарок старшему сыну на совершеннолетие, обернулась двухнедельным домашним карантином. Такое требование израильский Минздрав ввел для всех приезжающих из-за границы еще в начале марта.

”В этот сложный час мою жену Лену надо назначить премьер-министром. У нас самый организованный и всем обеспеченный карантинный дом в мире”, — шутит Надя. В их семье — 5 общих детей. Четверо младших и Лена разъехались к бабушкам и дедушкам, оставив в доме запас продуктов на две недели и поздравительную открытку с еврейским праздником Пурим.

”Я пишу литературную статью, рисую, параллельно с телефонными разговорами, так легче сосредоточиться и это арттерапия”, — говорит Надя. Она выкладывает в фейсбук рисунки фломастерами и видео дождливого Парижа под музыку ZAZ.

На домашнем карантине сейчас находятся почти 40 тысяч израильтян. Граждане страны много путешествуют по Европе, а Израиль посещает много туристов из других стран. Попадание вируса сюда было лишь вопросом времени, говорят эпидемиологи.

Как все начиналось


Первый тревожный звонок прозвенел еще в 20-х числах февраля. С 8 по 15 февраля Израиль посещала группа южнокорейских туристов. У девяти из них после возвращения на родину выявили коронавирус.

Следом, с конца февраля, начались ”привозные” случаи вируса. Болезнь привозили израильтяне, возвращавшиеся на родину из Италии, Франции, Испании.

Израильская медицина катастроф — одна из лучших в мире. Страна ”натренирована” непрекращающимися войнами, обстрелами и периодическими вспышками терактов. А потому Минздрав быстро пошел на закрытие границ.

Еще 30 января было закрыто авиасообщение с Китаем. 25 февраля из Израиля досрочно эвакуировали 400 южнокорейских туристов. В тот же день власти развернули в воздухе рейс KE957 из Сеула.

27 февраля в Израиль запретили въезд иностранцам, посещавшим Италию.

Дальше покатилась лавина мер. Туротрасль протестовала, израильская авиакомпания ”Эль-Аль” заявила о чудовищных убытках — но закрыла почти все свои рейсы в Европу, азиатские страны и США. Работу потеряли сразу 4 тысячи сотрудников ”Эль-Аля” из 41 тыс.

Важной мерой стал домашний карантин для всех, кто прилетал из-за границы. С каждым днем в начале марта его вводили для новых и новых стран: Италия, Франция, Испания, Германия, Чехия, Дания и другие.

9 марта карантин стал обязательным для всех израильтян, возвращающихся из-за границы. Туристов впускать почти перестали. К тому моменту большинство авиарейсов в страну уже были отменены. 10 марта аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве опустел. Его перевели на режим чрезвычайной ситуации. Терминал 1 закрыли полностью, 70% персонала уволили.

Химзащитные выборы


Среди слухов о надвигающейся эпидемии 3 марта стране прошли выборы в Кнессет (израильский парламент). Это уже третьи выборы подряд: в стране с сентября прошлого года политический кризис и нет постоянного правительства.

Для 5 тысяч израильтян, попавших в домашний карантин на момент выборов, организовали 14 отдельных участков. Таль, сотрудник предвыборного штаба одной из партий, был наблюдателем в комиссии на таком участке.

”Кабинку для голосования установили в палатке, на улице, — рассказал он. Людям перед тем, как дать бюллетень, вручали защитные маски и перчатки. А комиссия сидела в костюмах химзащиты и респираторах, как в каком-то триллере про эпидемию. Но от этого мало толка, ведь из-за того, что голосовать впускали по одному, люди стояли в очереди около часа!”.

Карантинные каникулы


Занятия во всех школах и вузах Израиля прекратились еще 12 марта. Карантинные каникулы перетекут в пасхальные и продлятся до 16 апреля.

С 15 марта закрылись еще и детские сады.

”С воскресенья наша школа вводит дистанционные занятия, — рассказывает М., педагог одной из средних школ в центре страны. — Прямо сейчас учителя решают, на какой платформе лучше это сделать. Есть бесплатные порталы с записанными видео по предметам. Есть сайты, где дети и так делают разные задания, заходя по паролям. Там физика, химия, биология и математика. Думаю, что сегодня вечером и завтра мы будем решать, кто что выберет.

Все классные руководители на связи с детьми, чтобы те не чувствовали себя одиноко. Каждое новое решение объясняем родителям. Успокаиваем, хотя у нас старшие классы, они и не особо волнуются.

Мне кажется, что будет много плюсов в этой ситуации. Можно попробовать новые способы преподавания, которые окажутся эффективнее старых. Наша система очень инертная, а тут можно развернуться”.

Домашняя работа


Многие компании отправили своих офисных работников двухнедельный карантин, оплачиваемый как больничный — правда, из ограниченного числа ”больничных” дней в году.
Другие — и в их числе гиганты израильского хайтека — разрешили переходить на домашний режим работы всем, кто может работать удаленно.

Евгений Пекер, сотрудник Intel, отец двоих детей, живет в небольшом поселке на севере Израиля и каждый день ездит на работу в Хайфу. Со следующей недели он переходит на удаленную работу. Его дочери остаются дома, а жена ложится в больницу на давно запланированную операцию.

”Если бы не сочетание детей без школы и операции у жены, я бы скорее относился к коронакарантину как к приключению”, — признался он. — Intel пока не обязал нас работать из дома, но сказал, что всячески приветствует. В компании составили списки людей, которым необходимо выходить на работу. Судя по всему, чтобы передать в Управление по чрезвычайным ситуациям. На всякий случай, я тоже попросил внести меня — чтобы если введут комендантский час, иметь законное право быть вне дома. Но вообще собираюсь работать по удаленке”.

Про ”комендантский час” — не фигура речи. ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) запретил солдатам выход с военных баз. С 15 марта запрещены любые собрания больше 10 человек в одном помещении. Пока непонятно, как быть с автобусами и поездами — ведь пассажиров в салонах и в вагонах почти всегда больше 10. Но общественный транспорт продолжит ходить.

Эпидемиологично, Ватсон!


Важная часть израильского опыта — эпидемиологические расследования. По каждому выявленному больному минздрав публиковал список его перемещений по стране. Проводилось расследование, и все, кто хотя бы пару минут контактировал с заразившимся человеком, отправлялись на домашний карантин.

14 марта Беньямин Нетаниягу объявил, что теперь к таким расследованиям подключат все мощные высокотехнологические средства, которые раньше использовал ШАБАК и другие службы безопасности для борьбы с террором.

Одной из причин может быть то, что несколько последних заразившихся успели побывать в множестве публичных мест, поконтактировав с сотнями, если не тысячами людей.

Общество особенно встревожила история 60-летнего работника Управления аэропортов. Мужчина, источник заражения которого так и не выяснили, попал в больницу в тяжелом состоянии. Сейчас он подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

”Мы умоляли взять у него пробу”


Жена больного рассказала в Facebook.

"У него уже 10 дней высокая температура. Мы умоляли сотрудников скорой помощи взять у него пробу на анализ. Мы объяснили, что он работает в Управлении аэропортов, плохо себя чувствует и что у него воспаление легких. Но они отказались это сделать.

Я звонила им вплоть до 8 марта — того дня, когда мужу стало так плохо, что мы поехали в приемный покой. Я говорила скорой помощи: "Я человек ответственный, не хочу разнести инфекцию по приемному покою. Приезжайте и возьмите у него пробу до того, как он заразит полбольницы". Но они отказались.

В воскресенье его положили в больницу. Он был в ужасном состоянии. Его положили в коридоре. На следующее утро врач сказал ему, чтобы он шел домой, "потому что антибиотики можно принимать и дома, в таблетках".

Я отвезла его домой. Но через несколько часов ему вновь стало плохо, и дочка опять повезла его в приемный покой.

Там снова отказались взять пробу на коронавирус, но все же госпитализировали его. Только 11 марта утром в больнице ему сделали анализ, и тут все забегали. Оказалось, что он болен коронавирусом”.

Израильский минздрав до последнего времени тестировал на коронавирус лишь тех людей, кто недавно вернулся из-за границы или контактировал с уже подтвержденными носителями вируса. Другим больным, даже если у них была высокая температура, кашель и симптомы пневмонии, в тестировании отказывали.

На днях в интервью израильскому изданию Wallanews заместитель гендиректора минздрава, профессор Итамар Грото признал: медики не знают истинных масштабов распространения инфекции. По оценкам профессора Грото, инфицированных вирусом может быть уже около 3 тысяч.

Итамар Грото объявил, что со следующей недели политика минздрава Израиля резко изменится. Медики откроют специальные станции для проведения вирусологических тестов заболевшим. В больницах начнут делать тесты на коронавирус всем тяжелым больным с дыхательной недостаточностью. ЦАХАЛ развернет на севере, в центре и на юге страны три полевых госпиталя для изоляции и лечения больных.

”Правило двух метров”


Субботним вечером 14 марта, за час до объявления новых ограничений, я прогуливалась по набережной в Хайфе. Обычно набережная полна людей — теперь же их было мало. В кафе ”Кэмел”, любимом многими горожанами, был занят лишь один столик — компания неунывающей молодежи курила кальян.

Соседний бар был пуст — владелец и бармен сидели за стойкой, потягивая пиво, и грустно взирали на телеэкран, ожидая новостей.

Вместо привычной толпы гуляющих по набережной шли лишь разрозненные пары и группки людей, неписаное ”правило двух метров” уже изменило обычную рутину.

Израильтяне по-средиземноморски эмоциональны: при встрече они обнимаются и целуются. Теперь им придется привыкнуть жить по новым правилам. Надолго ли — неизвестно.

Впрочем, в чрезвычайных случаях левантийская расслабленность у израильтян сменяется потрясающей самоорганизацией. Так, в соцсестях уже стали появляться группы взаимопомощи для тех, кто на домашнем карантине. Там предлагают выгулять собаку, посидеть с детьми, привезти продукты из магазина.

Люди встревожены новостями, но паники нет: эта маленькая ближневосточная страна привычна ко всему.

Поделиться
Комментарии