Несмотря на то, что Марина Андреева переехала в Эстонию еще в детстве, женщина периодически вынуждена продлевать свой срочный вид на жительство, который ей выдают на несколько лет. Марина говорит, что, когда была возможность подать на постоянный вид на жительство, она этого сделать не успела, а потом ей все время давали только срочный.

Стоит пояснить, что вид на жительство долговременного жителя, который часто называют постоянным, подразумевает право постоянного проживания в стране. И когда заканчивается срок действия карты вида на жительство, надо ходатайствовать просто о новой карте. Когда же у человека есть срочный вид на жительство, то вместе с окончанием срока действия карты заканчивается и право проживать в стране. Каждый раз при продлении нужно ходатайствовать не столько о новой карте, сколько о праве проживать в Эстонии еще какой-то срок.

На грани жизни и смерти


”В марте я попала в больницу. У меня были камни в желчном пузыре, о которых я не знала. Из-за того, что я пожелтела, врач направил меня в отделение экстренной медицины, это было в Таллинне. На следующий день меня положили в больницу на Рави, раздробили камни и отпустили домой. Видимо, из-за движения или в автобусе растрясло, камни забили проток, начался сепсис, — вспоминает женщина. — Утром муж спросил, плохо ли мне, потому что я неважно выглядела. Измерили давление, а оно 65/35. Я только и успела вызвать скорую. Как сейчас помню, что успела сказать ”господи, прости” и на три недели отключилась”.

Марина пережила кому, операцию, находилась на грани жизни и смерти. До конца апреля она пролежала в больнице, в мае ее перевели на домашнее лечение, а с середины июня до начала августа женщина снова провела в больнице после очередной операции. После случившегося вместо 80% нетрудоспособности женщине присвоили уже 100%. Так как приходилось бороться за жизнь и здоровье, проблема продления вида на жительство, который заканчивался 4 июля, отошла на второй план. Марина просто физически не могла этого сделать, а о том, что за нее ходатайство может подать кто-то другой, не знала.

”Когда муж занялся этой проблемой, 17 июля ко мне в больницу пришла работница Департамента полиции и погранохраны — снять отпечатки пальцев и сделать фото на документ, — рассказывает Марина. — На самом деле, 4 июня я доползла до департамента, но меня отфутболили, сказали, что надо записываться через интернет. Я записалась на 19-е число, думала, что операция намного легче пройдет — 18 июня сделают, а на следующий день пойду документы подам. Но получилось так, что я снова слегла надолго”.

В итоге новую карту вида на жительство, до 2022 года, супруг Марины получил по доверенности 15 августа. Сам вид на жительство был выдан второго. Получается, что женщина месяц жила в Эстонии без документа. Но все бы ничего, если бы не одна деталь.

”Несмотря на свою 100% нетрудоспособность, я получила пособие за июль месяц всего 55 евро, хотя должна была 413. Когда я пошла в Кассу по безработице выяснять, они сказали, что платить будут только с августа, потому что в июле у меня не было вида на жительство. Но как я могу прожить на эти деньги? — не понимает Марина. — Муж тоже имеет 80% нетрудоспособности и получает 228 евро, тем не менее никто не освободил нас от оплаты больницы, жилья, телефона, электроэнергии. Весь наш доход за июль составил 283 евро на двоих. Кроме перечисленных оплат еще нужно покупать лекарства и что-то кушать. И еще пришлось полностью заплатить госпошлину за карту вида на жительство — 64 евро”.

Нет законного права


Ситуация, в которую попала Марина, выглядит безвыходной. Но может ли такая уважительная причина, как серьезная болезнь, быть основанием для пересмотра выплаты пособия задним числом? Считается ли Касса по безработице с форс-мажорными обстоятельствами, от которых никто не застрахован?

Руководитель отдела по пособию на трудоспособность Кассы по безработице Реэт Рауд объясняет, что право получать пособие на трудоспособность имеет гражданин Эстонии или иностранец, проживающий здесь на основании долгосрочного вида на жительство или права на жительство, а также иностранец, проживающий в Эстонии на основании краткосрочного вида на жительство или права на жительство.

”Таким образом, у человека, у которого отсутствует действующий вид на жительство, нет права получать в Эстонии пособие на трудоспособность. И когда срок действия вида на жительство заканчивается, Касса по безработице также прекращает выплату пособия на трудоспособность со следующего дня после истечения срока вида на жительство, — констатирует Реэт Рауд. — Если человеку выдается новый вид на жительство, то у него снова возникает право на получение пособия на трудоспособность, начиная со дня начала действия нового вида на жительство. Для получения пособия человек должен в тот же день подать в Кассу по безработице новое ходатайство”.

В данном случае вид на жительство закончился 04.07.2019, а новый начался со 02.08.2019. То есть в период 05.07–01.08.2019 у Марины не было действующего вида на жительство и не было законного права получать пособие.

”Если бы вид на жительство был выдан с 05.07.2019, то Касса по безработице могла бы в случае уважительной причины и предоставленных документов отменить решение о прекращении выплаты пособия и выплатить его”, — добавляет представитель ведомства.

Не откладывайте на потом


Руководитель Йыхвиского отделения полиции Андреас Клиймант напоминает, что следить за сроком действия своих документов и своевременно их продлевать — обязанность самого иностранца.

”Всем советуем внимательно следить за сроком действия всех своих документов во избежание попадания в сложные ситуации, обнаружив, например, перед началом поездки, что паспорт, ID-картa или картa вида на жительство недействительны, — обращает внимание полицейский. — В соответствии с постановлением министра внутренних дел, ходатайство о продлении срочного вида на жительство следует подать как минимум за два месяца до окончания срока его действия”.

В данном случае вид на жительство Марины закончился 4 июля, а ходатайство о его продлении Департамент полиции и погранохраны получил 10 июля. Несмотря на то, что на рассмотрение дается два месяца, новый документ был готов уже 2 августа. При этом все это время Марина находилась в стране легально, так как, по Закону об иностранцах, нахождение иностранца в Эстонии является законным в течение 90 дней после окончания срока действия вида на жительство.

”Конечно же, Департамент полиции и погранохраны учитывает случаи, когда человек не может лично обратиться в департамент по веским уважительным причинам. В некоторых исключительных случаях сотрудник департамента может принять ходатайство, сфотографировать человека, взять отпечатки пальцев в месте, где находится желающий подать ходатайство, в том числе в больнице”, — говорит Андреас Клиймант.

В ситуации, когда здоровье не позволяет лично ходатайствовать о документе, Клиймант советует человеку или его близким связаться с департаментом, не оставляя решение вопроса не последний момент.

Случай Марины не первый, когда люди оказывались вычеркнуты из жизни эстонских ведомств и удалены из различных регистров из-за опоздания с оформлением вида на жительство. В 2017 году ”МК-Эстония” писала о Михаиле Вишневском из Силламяэ, который остался без медицинского страхования в 15 лет.

В декабре 2012 года у Михаила истек срок вида на жительство, и он автоматически был исключен из числа жителей страны в регистре народонаселения. Новый документ был получен в апреле 2013 года, но в местное самоуправление не было подано новое заявление о регистрации, и формально Михаил не жил в Эстонии. Несколько лет этот нюанс нигде не всплывал, пока в 2017 году не была проведена синхронизация между регистром народонаселения и базой данных Больничной кассы по всем записям. Тогда выяснилось, что Михаил лишен медстрахования, и его родителям пришлось побегать, чтобы восстановить ребенка в его правах.

Поделиться
Комментарии