За последние годы доля людей, делающих накопления и их профиль существенно не менялись. Среди людей, имеющих накопления, по статистике, существенно больше тех, кто имеет высшее образование (84%) и высокооплачиваемых (89%) жителей. Среди эстонцев доля тех, кто делают накопления, больше (79%) чем среди людей, чей родной язык русский (63%). Более половины тех, кто копят деньги, в состоянии откладывать до 10% ежемесячных доходов, и большинство держат накопления на расчетном счете.

Накопителей по их поведению можно разделить на две большие группы — сознательно откладывающих деньги и ориентированных на траты. Сознательные накопители откладывают деньги в начале месяца и тратят то, что осталось. Накопители, зависящие от трат, откладывают в конце месяца то, что остаётся от потребления.

"Сознательных накопителей в Эстонии меньше, чем тех, кто ориентированы на потребление. На самом же деле накопления следовало бы заложить в бюджет. Тем более, что половина населения независимо от доходов считает, что примерно десятую часть зарплаты можно было бы расходовать разумнее,” — отметила Леэ Марипуу.

В результатах исследования бросается в глаза тот факт, что накопления ориентированы скорее на ближайшую перспективу, а долгосрочные цели (например, будущее детей или пенсия) остаются на втором плане. 59% людей копят на черный день, 33% — на крупные расходы (машина, путешествие, домашняя обстановка), 25% — на будущее детей и лишь пятая часть — на пенсию.

"По своим ожиданиям будущей пенсии жители делятся на две большие группы. Около 40% считают, что смогут себе позволить нынешнее или близкое к нынешнему качество жизни и примерно столько же понимают, что должны будут существенно урезать свой бюджет”, — говорит Марипуу.

Опасность в том, что более половины людей не интересуются тем, как идет накопление в их II и III ступень. Большинство возлагают свои пенсионные надежды на II ступень (52%), планируют продолжать работать (29%), надеются также на купленную недвижимость (22%), на третью ступень (19%) и на помощь детей (16%). Те, кто не копят в третью ступень, приводят в качестве основной причины нехватку денег. Еще среди причин указывают на недоверие и неуверенность в отношении экономической среды и управляющих компаний — боятся, что инфляция съест накопления или что доходность будет незначительной.

"Таким образом, в отношении пенсионных накоплений мы имеем дело с целым комплексом проблем. Накоплений первой и второй ступеней недостаточно, чтобы после выхода на пенсию сохранить жизненные стандарты неизменными. Тех, кто копят в III ступень — всего одна пятая часть населения, слабо используются и прочие решения по долгосрочному накоплению и инвестированию. Безусловно, для размещения накоплений стоит пользоваться разными решениями, так можно лучше рассредоточить риски”, — рекомендует Марипуу.

Если важность планирования бюджета, накопления и создания резерва людям уже понятны, то теперь надо больше внимания уделять долгосрочному накоплению и тому, как эти накопления наращивать.

"Эстонская пенсионная система нацеливает людей на самостоятельное накопление денег на старость, но этого не происходит. В длительной перспективе это может привести к масштабной социальной проблеме. В условия стареющего населения и увеличения продолжительности жизни это может означать, что в какой-то момент в Эстонии появится очень много экономически уязвимых пожилых людей”, — подытоживает Леэ Марипуу результаты исследования.

Исследование среди жителей Эстонии в возрасте 15+ в октябре 2016 года провела компания Turu-uuringute AS. На вопросы ответили 1005 жителей.

Поделиться
Комментарии