Люди убивали друг друга всегда. И не ошибусь, если скажу, что будут убивать. Под любыми лозунгами и без оных. Все попытки создать идеальное общество, в котором каждый бы свято исполнял 10 заповедей, к сожалению, накрываются медным тазом.

Я прожила в Норвегии почти три года. Меня не удивило, что взорвали мертвую тишину именно этой страны, где внешне ничего плохого не происходит. Ужасным и циничным способом. Оказалось, что в стране какой-то призрак все же бродит. Не коммунизма, потому как большинство уверено, что норвежцы его построили. Может, с того самого рокового дня Норвегия перестанет почивать на лаврах и очнется ото сна?

На моей норвежской памяти дважды случались события, которые обсуждали в кафе и ресторанах, на домашних посиделках, в СМИ. Первое: сом съел таксу. Второе: в Ставангере, куда меня и занесло на временное место жительства, неизвестные грабанули банк, утащив 20 млн. норвежских крон. Значимость событий можно поменять местами, я поставила их в хронологическом порядке. Полиция, прибывшая на место преступления, понятное дело, ничего поделать не могла, и выводы свелись к тому, что это были эмигранты, укравшие деньги и скоренько свалившие за пределы страны.

Все дискуссии по данному поводу были сведены к одному вопросу: как в нашей стране могло случиться подобное? Ответ вскоре перестали искать, вопрос перешел в категорию риторических. Но тут случайно прокололся кто-то из грабителей, цепочка растянулась во всю длину. Грабителями оказались норвежцы. Кто-то из них был норвежцем во втором поколении, кто-то в двадцать втором. И снова встал тот же риторический вопрос.

Действительно, как некто по имени Брейвик мог родиться в такой стране? В стране, где можно годами сидеть на больничном по депрессии и получать львиную часть зарплаты; где каждый работодатель должен при приеме на работу свято соблюдать принцип процентного равенства и брать женщин, эмигрантов, инвалидов и еще не помню кого; где подростковая наркомания лечится путем выселки детей на специальные социальные хутора, где они ухаживают за животными, школы не посещают, но исправно пишут кураторам свои мысли о том, как в лучшую сторону меняется их мировоззрение; где взрослый родитель не может поднять руку на свое дитя, потому что тут же услышит от отпрыска "я звоню в полицию"; где население узнало о существовании помидоров лишь в 1972 году; где люди, чтобы познакомиться с грибами, посещают специальные курсы…

Говорят, что корень всех проблем кроется в безделье. Норвегия — страна, где миф о благополучии настолько вжился в умы местных и остального мира, что спорить с этим никто не пытается. Когда тебе нечего делать, то логично, что ум начинает заходить за разум, а последний, перефразирую немного, рождает чудовищ.

Товарищ Брейвик — по-другому назвать его невозможно — сделал экскурс в историю. Он не первопроходец. Таковыми скорее были Софья Перовская, Андрей Желябин, Вера Засулич, Николай Кибальчич и многие другие. Их именами были названы и улицы в том городе, где они убивали. Тех и этого объединяет два качества — бескорыстие и страсть к борьбе "за" и освобождение "от". Подставить можно что угодно.

И у Брейвика, и у тех, кто менял историю государства российского, были свои теории и манифесты. И одна главная цель — уничтожить царя. То есть власть. И та же самая головная боль — привлечь к себе внимание своими действиями, чтобы всколыхнуть общество. И тогда в России, и сегодня в Норвегии власти знали о том, что происходит в головах этих людей. И тогда, и сейчас плачевные результаты произошли из-за политики невмешательства. Эти люди жили так, как подсказывали им их убеждения. Они не сумасшедшие. Они не отпираются от содеянного. Они хотят переустраивать мир. Кому-то это удается, и мы знаем примеры.

Я не оправдываю гибель десятков безвинных людей, пострадавших по воле Брейвика. Горе их семей безгранично. Но проще всего, если власти объявят Брейвика невменяемым. Вердикт "сумасшедший" в какой-то мере сродни оправдательному приговору. Что с больного взять-то? Не ведал он, что творил. Особенно, когда в здравой памяти рассылал письма лидерам европейских стран, упрекая их в том, что они "отступили от правильного пути и пустились в декадентство". Неужели спецслужбы, перлюстрирующие денно и нощно социальные сети и способные взломать любой компьютер, проморгали его подготовительную деятельность? Напрашивается страшный вопрос: может, кому-то это было на руку? Надеюсь, что проморгали, потому что всерьез не воспринимали.

Брейвика, несомненно, посадят. Он напишет книгу, издаст ее, и она разойдется неплохим тиражом. А пока Норвегия являет собой картину художника Эдварда Мунка "Крик". Все неслучайно.

Поделиться
Комментарии