Наш разговор происходит в студии, где незадолго до моего прихода отшумела очередная ответственная съемка, результат которой увидит весь город. Если для тебя "выписывают" на два дня модель из Израиля… ты не имеешь право на ошибку.

Какой была ваша первая работа за деньги?

Смешно говорить, но под первыми фотографиями, которые мне удалось продать… не было моего имени. Вместо меня подписался другой человек, а я просто получила гонорар. Было очень прикольно смотреть на свои работы, развешанные по городу.

Это было давно?

Да. Профессионально я снимаю уже 10 лет, давненько. А образование у меня очень занимательное, в шкафу припрятан диплом парикмахера.

Тоже связано с некой художественностью. Как вы начали фотографировать? Кто учил?

Началось все довольно случайно. Большое влияние на меня в то время оказали всякие заграничные журналы, там была очень красивая реклама. Не могу сказать, что горела желанием делать то же самое, но рассматривать любила. Это созерцание во мне копило что-то, и в определенный момент я взяла фотоаппарат. Конечно, если ты ничего не знаешь, нигде не учился, ты просто пытаешься делать так, как чувствуешь. Я жалею, что тогда у нас негде было учиться всему этому. Это сейчас все учатся фотографии и фотографов огромное количество. Но люди, которые занимались этим, были и тогда. Они и помогали мне решать технические проблемы.

А с творчеством у вас был полный порядок?

Я не занимаюсь каким-то абстрактным искусством: вдруг получится красиво. Задача рекламного фотографа — в том, чтобы результат отвечал техническим требованиям, ожиданиям клиента, который готов за это платить. Ну и чтобы тебе самому было не стыдно. В общем-то, труд неромантический, я просто часть машины, часть производственного процесса. Поначалу, когда ставят задачу, думаешь порой: "Ой!" Потом сидишь и размышляешь, не знаешь — спросишь. К счастью, имелись люди, которые мне давали советы. Один из них — это замечательный фотограф Сергей Дидык. Очень много было таких ситуаций, когда не хватало сложных технических знаний, он мне помогал.

Вы сразу начали заниматься рекламой?

Да, почти сразу. Приходилось работать и учиться одновременно.

"Часть производственного процесса"… Как же это совместить с творческим подходом, рождением образа?

Это очень большая удача, по-моему, когда ты часть процесса и при этом получаешь удовольствие от работы. Я знаю много людей, которые каждое утро ужасно несчастны от того, что нужно идти на работу. Их утешает только определенная сумма, которая каждый месяц падает на банковский счет. Мне повезло: мне удается сочетать творческие порывы с тем, что от меня ждут люди, клиенты, заказчики. А образ, он рождается, безусловно. Причем в сотрудничестве, вокруг меня много людей, которые с удовольствием (надеюсь) со мной работают. Образ сначала обсуждается, мы встречаемся, что-то придумываем, мне предлагают, я предлагаю, учитываю пожелания, потому что пожелания клиента — закон. Иногда можно переубедить и перенаправить, но обязательно аргументированно. Может, кое-кто и считает меня тираном, но если есть логичные аргументы, то можно и "пободаться", отстаивая свою точку зрения. А вообще, все эти люди, которые присутствуют на съемке — народ творческий, с полетом. Съемка — это процесс живой и развивающийся. Особенно модная съемка.

На съемке присутствует много людей?

Очень тщательно отношусь к выбору, команды иногда довольно большие, 10-15 человек. Модель нужно одеть — должен быть стилист, причесать — парикмахер, сделать макияж — визажист. Если большая съемка с переездами, нужен координатор с транспортом. Хорошо, когда есть специально обученный мальчик, который помогает мне лично: отражатель подержать, собрать-разобрать-принести штативы.

Вы обмолвились, что вас можно назвать тираном…

Без причины я, конечно, стараюсь не давить своим именем, а если делаю это, то, повторю, аргументированно. На съемке должна быть дисциплина! Бывает, что фотосессия воспринимается, как прикольное такое времяпрепровождение, с легкостью, с шутками, с прибаутками. Конечно, хорошее настроение важно, но у нас большие бюджеты, дорогие модели, нельзя "посниматься-посмеяться, проявиться-прослезиться". Я отвечаю своим профессиональным именем за это. Я не могу сказать клиенту: извините, не получилось. (Было пару раз такое, когда еще цифровой техники не было, на пленку снимали. Снимаешь, снимаешь, потом проявляешь, все черное — фотоаппарат сломался, ничего не поделаешь.)

Вам больше нравится процесс съемки или результат?

Мне нравятся съемки в принципе. Конечно, я иногда ною, что мне все надоело и нужно заняться чем-то другим. Например, кино! Или вообще… Пойти учиться в кулинарную школу.

Я читала, что вы отлично готовите?

В любом деле доходишь до определенного уровня, когда уже хочется следующего занятия. Например, книгу мы сделали с коллегой — модельером, единомышленницей (Катрин Кулдма. — Прим. авт.) в прошлом году. Это книга о стильной одежде, первая книга о моде, выпущенная в Эстонии на русском языке. Потом я решила свой жилищный вопрос, и у меня появилась кухня, большая, настоящая. И родилось новое увлечение. Мне очень нравится фотографировать еду и все, что с этим связано. Как мы готовим, как накрываем стол. Последний такой проект был — рождественский ужин. Меня это страшно увлекает, и может быть, когда я перестану заниматься фотографией, буду заниматься этим.

Есть ли у вас другие увлечения?

Я завидую людям, у которых есть хобби. Этикеточки собирать или еще что… У меня совсем нет на это сил… Но когда есть время и финансовые возможности, я с удовольствием бегу в аэропорт, уезжаю куда-то в большой мир. С удовольствием и на съемки подписываюсь, если они предполагают поездку. А еще лучше — полет на самолете. Но путешествую я на самом деле с маленькой-маленькой камерой, обычной "мыльницей", которая помещается в карман. С ней я очень хорошо объехала пол-Японии. Я фотографировала как турист, обычный нормальный путешественник.

Но если совсем-совсем нет съемок, что вы делаете?

Я же не только фотографирую сама. Фото, которое ты снял, сегодня нельзя использовать в рекламе в первозданном виде, с ним нужно что-то обязательно поделать в компьютерной программе. Конечно, можно только делать снимки, и пусть кто-то другой их чистит. Но я сама работаю над фотографией. Это дело долгое, целый день сидишь перед компьютером и мышкой коцаешь. Я снимаю очень много обычных людей, и если есть возможность, снимки надо подчистить. Не все же молодые, двадцатилетние. Я думаю, что это правильно, главное — не заходить за рамки, чтобы лицо не делалось нарисованной маской.

Вы "создаете" человека на фото или подчеркиваете то, что в нем уже есть?

Я думаю, что любой человек, который создает визуальную картинку, создает то, что он видит, представляет. Глазами, или во сне, или в неком трансе, но он это видит. Почему эти картинки у всех разные, одни великие, другие нет? Наверное, потому, что внутри каждого человека есть многогранное стекло, этакая призма, у кого-то много граней, у кого-то поменьше. И все, что ты видишь, проходит через эту призму, преломляется и принимает новые формы. Глаза же у всех есть! Два разных человека по-разному "увидят" одно и то же. Один сделает что-то красивое, второй — безобразное. В вещах, требующих техники: живопись, скульптура, фотография — это вопрос еще и навыков, умения.

Что такое красота?

Красота — страшная сила (хором)!

Красота действительно страшная сила — она очень влиятельна, и иногда не лучшим образом. Мы с вами — часть большого рекламно-визуально-модного процесса, который оказывает влияние на восприятие, на мироощущение людей. Сегодня, благодаря такому большому количеству глянца, Интернета, телевидения, хотим мы или нет, но мы влияем на ум и сознание людей тем, что мы производим, что выходит из наших рук. Это все-таки ответственность — создавать моду, тренды. Глянцевые журналы 15-17-летним девочкам очень сильно сворачивают мозги набок. Не все знают, что модель "отфотошоплена" и что она совсем не такая худая, гладкая-прегладкая. Насмотревшись такого, дети просто не едят. Мало того, что подростки шкандыбают на огромных каблуках, в которых модель разве что постоит перед камерой, так они еще и приклеивают длиннющие акриловые ногти!

Это не красота?

Нет! За 10 лет фотографирования я поняла, что людей совсем нефотогеничных и страшных-престрашных — попросту нет. У меня перед объективом прошло огромное количество лиц. Говорят: "Я такая нефотогеничная…" Нет таких людей, нефотогеничных! Нет! Есть люди с симметричным лицом, которых каким боком не поверни, они всегда хорошо получаются, а есть люди с чуть несимметричным лицом. Фотография — это искусство рисования светом. Есть лица, которые как ни освети — получится хорошо. А с другими придется немного поработать, свет несколько раз поменять, ракурс поискать. У каждого человека есть привлекательные стороны. Мне так нравится, когда люди смотрят на себя потом на фото: "Ой! Я такая красивая! Неужели это я?"

Нужно любить в себе то, что есть. Можно, конечно, всю жизнь ненавидеть себя за то, что носик немного длинноват и росточком не вышла. Но какой смысл? Можно грудь добавить, убить себя на шейпинге и что-то с боков убрать, можно нарастить ресницы, ногти, волосы. Отрезать по два ребра с каждой стороны для узкой талии, силикон закатать в попу. И потом еще обработать изображение на компьютере! Но проще, наверное, принимать себя такой, какая есть. Мне кажется, лучше жить на свете с удовольствием от себя. Если каждое утро с отвращением смотреть в зеркало, то и все остальное в жизни, скорее всего, будет не складываться.

А есть люди, которые в жизни неприметны, но перед камерой они преображаются?

Люди боятся камеры как огня, как черт ладана! Если человек свободно себя ведет, скорее всего, он имеет некий опыт позирования. Задача фотографа — найти не только тот самый свет, ракурс, но и успокоить человека, чтобы он расслабился. У меня это хорошо получается. Важно разговаривать с человеком, рассказать, чего ты от него ждешь, как этого лучше добиться, создать ему удобные условия. Я сама много времени провела в фотостудиях в подвалах, на чердаках, в каких-то индустриальных, неотапливаемых помещениях. Поэтому выбор студии, где мы сейчас сидим, не случаен. Мне важно, чтобы у меня было идеально чисто, чтобы можно было ходить босиком, чтобы были чай, кофе, ванная и туалет, отдельное место с теплым полом, где можно переодеться. От этого у модели появляется чувство комфорта, а дискомфорт в глазах ничем не спрячешь, никакой программой.

Расскажите о личной жизни: муж, дети, любимые тапочки?

Если бы вы знали, вы бы упали! У меня жизнь веселая и захватывающая, но давайте лучше про фотографию. Я могу бесконечно говорить о фотографии…

Ну хотя бы про домашнего любимца? У вас он есть?

Кот у меня был ровно неделю. Котенок по имени Персик. Котик был очаровательный, умненький, сразу научился находить свой ящик с волшебными комочками, которые куда-то прячут запах, но… у меня началась аллергия. Добрые люди, которые мне подарили котика, взяли его обратно…

(Позже Ольга призналась, что личная жизнь имеется и что это мужчина, а не фотоаппарат.)

Поделиться
Комментарии