Государственная гимназия была открыта в Йыхви 1 сентября 2015 года, став первым в Ида-Вирумаа учебным заведением, собравшем именно гимназистов, то есть учащихся 10-12 классов. В построенном за счет государства здании преподавание ведется и по системе ”60 на 40”, и только на эстонском.

Решивший высказаться анонимно выпускник считает неудавшимся первый опыт создания госгимназии в Ида-Вирумаа, причем неудавшимся по многим причинам.

Приводим его письмо в полном объеме.

”В школе праздника 9 мая нет и в помине”

Когда три года назад я шел в гимназию, то надеялся получить знания, пишет читатель. Однако, знания мне дала только одна школа — Йыхвиская русская основная школа, пишет читатель, закончивший, по его утверждению, госгимназию Йыхви в прошлом году..

1 сентября 2015 года распахнула свои двери новая гимназия Йыхви. Все ожидали чего-то нового, сверхъестественного: лучших учителей, хороших знаний и т.д. А что же получилось на самом деле?

Гимназия стала основной школой

Изначально я пошел учиться в русскую гимназию (на тот момент она еще ею была), так как учился там ранее и был всем доволен. Каждый учитель мог объяснить свой предмет, находил подход к каждому ученику, и было видно, что ему не безразлична дальнейшая судьба ученика. Был подписан договор о начале строительства новой школы, и ученики, которые учатся в русской и в эстонской гимназии, соответственно, автоматически должны были перейти в новую школу. Мы ничего не могли изменить. Хотя… Мы могли только найти себе другую гимназию, но большинство из нас все-таки осталось. В десятом классе у нас было около двадцати отличников, остальные — хорошисты. Это значит, что если бы мы остались в старой школе, то было бы двадцать золотых медалей и у остальных — серебряная медаль.

Учеба в новой гимназии

В течение двух лет мы учились в новой школе и сейчас по окончанию гимназии я полностью не доволен этой школой. Но все по порядку. Во-первых, не было классного руководителя. В школе было три потока — десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы. В каждом потоке два отделения — эстонское и русское. В нашем потоке было два эстонских класса и три русских, это приблизительно 150 человек. И на всех нас была одна так называемая руководительница, которая по-русски ничего не могла сказать, с русскими вообще не общалась, а только с эстонскими ребятами, и к концу года даже не выучила имена учеников.

Ей было всего лишь 23 года. Когда я с ней разговаривал, то не чувствовал, что она мой руководитель. Я разговаривал с ней как с подругою. К счастью, с 2016 года было уже два руководителя: для русскоязычных и для эстоноязычных детей. Но они себя не перетруждают. С утра проверят, в школе дети или нет, а потом чаи гоняют или сидят в Facebook, Instagram.

Во-вторых, учителя. Директор пригласил работать очень много молодых учителей, например, учителя биологи, английского. В нашем потоке есть мальчик, который хорошо знает биологию, и, когда на уроке мы спрашиваем у учителя, что это значит, она просто отвечала: вот подойдите к нему и спросите, он вам все объяснит.

Насчет учителей английского языка, то только один учитель требует от учеников прилежания, так как она является учителем со стажем и знает, что и как подать. Остальные же — молодые, и они не заинтересованы, чтобы ученики что-нибудь сами выучили.

Можно добавить, что учителя математики тоже неплохие, они знают свой предмет и хорошо его преподают.

За два года я понял, что цель этой школы не научить ребенка определенным знаниям, а главное — выучить его эстонскому языку. Многие из нас планируют остаться в Эстонии и, к сожалению, на момент прихода в гимназию ученикам не хватает знания языка.

Так как в школе практически все предметы на эстонском, то волей-неволей ты будешь учить язык (хотя есть программа 60% на 40%, однако на русском преподают только русский, математику и историю). За годы обучения в школе мы работали на три предмета: английский, эстонский и математика. А как же остальные предметы? Знания по остальным предметам мы не получили.

Физику, по моему мнению, должен хоть чуть-чуть знать каждый человек. Учитель физики в этой школе не соответствует требованиям. О том, как она преподает урок и что мы там делаем –знает каждый из учеников этой школы. Учитель не идет навстречу ученику. Как нам объясняли, мы учимся в эстонской гимназии. Если у тебя выходит медаль, то ты молодец, но если не выходит, то учитель, скорее всего, не пойдет к ученику навстречу.

Отношение

Гимназия Йыхви объединяет две школы: русскую и эстонскую, однако это не значит, что ученики отлично ладят между собой. За два года учебы в этой школы я понял, что не все эстонцы любят русских. Есть те, кто неплохо с нами общается, но есть и те, кто люто нас ненавидят. Во время большой перемены, в течение которой мы обедаем, и происходят нападки со стороны эстонцев. В прошлом году, стоя в очереди за своими порциями, эстонцы по-хамски пролезали сквозь толпу, говоря, что нам тут не место.
”Руководительницы” (сначала это были одни эстонки) даже ничего не говорили им.

У нас в школе был один мальчик, который часто ходит в куртке с надписью ”RUSSIA”, и ему не раз делали замечания.

Был следующий случай. Мы все стояли в очереди, и один эстонец заорал на русского, что он ”vene okupant” (”русский оккупант”) и ему не место здесь, ему следует уехать в Россию. Я не понимаю, чего эстонцы от нас хотят? В школе праздника 9 мая нет и в помине, его совсем даже не вспоминают, хотя следовало бы, так как в школе учатся не только эстонцы. Практически все мероприятия в этой школе эстонизированы.

Некоторые работники-эстонцы в этой школе не любят русских, например, завхоз и охранник в одном лице. Не раз замечал, как она делает русским замечания, хотя эстонцы делают то же самое, но их не замечают.

Как сдавали экзамены

В прошлом году гимназию закончили 103 ученика. Первым экзаменом был эстонский язык. Про письменную часть я писать не буду, разговор пойдет про устную часть. Я прямо могу сказать, что учеников заваливали. Баллы были от 1 до 20. Я не думал, что есть ученики, которые 12 лет учили бы эстонский и сдали его на один балл. Оказывается, такие ученики есть. Ребята, которые говорят довольно-таки неплохо, могли бы получить в другой школе, например 15 баллов, то в этой школе они получали 6.

Зачем ставить нам такой низкий балл? Куда потом пойдет абитуриент с этими баллами? То же самое я могу сказать и про устную часть экзамена по английскому языку. Детей просто напросто заваливают. Если в других школах ученик имеет довольно-таки неплохой результат, то в этой школе результат будет довольно низкий. Насчет экзамена по математике претензий вообще никаких: мы пришли, написали и ушли. С экзаменом по выбору тоже все было в порядке.

Выпускной

К окончанию гимназии нас осталось 103 ученика и из них 20 медалистов. Половина серебряных и половина золотых.
До выпускного вечера было принято решение, что медалисты идут первыми и садятся на первый ряд, а остальные ученики пойдут позади медалистов. А что же было на самом деле? Так как из 20 медалистов 18 медалей получат русские ребята (кстати, 12 золотых медалей и 6 серебряных получили русские ребята, а 2 медали — эстоноязычные ребята), то было принято решение, что выпускники спускаются по классам. Сначала русские классы, а затем эстонские, и было сказано, что те, которые идут первые, садятся назад. Это означает, что медалисты сидят сзади.

И когда начался выпускной вечер, а завуч вызывал медалистов, то они все выходили откуда-то сзади. Конечно, когда вызвали медалистов из эстонского класса, то они вышли не сзади, а спереди, так как эти классы сидели спереди. После выпускного вечера мне один знакомый сказал, что нельзя медалистов сажать на последние места, а их надо сажать спереди, ведь медалисты — это гордость школы!

Анализируя эти два года учебы в гимназии Йыхви, я пришел к заключению, что эта гимназия не дает таких хороших знаний, как хотелось бы. У меня остались лишь те знания, которые я получил в русской основной школе Йыхви. Спасибо учителям из той школы!

Этой статьей я выражал чисто свое мнение. Я никому ничего не навязываю.

Директор: ”Практика показала, что некоторые ученики не готовы общаться на эстонском языке”

Мы попросили руководство госгимназии Йыхви прокомментировать критические замечания бывшего гимназиста. Свой комментарий Delfi дала директор учебного заведения Татьяна Айт.

Хотели бы уточнить и прокомментировать некоторые факты, приведенные в статье, пишет Татьяна Айт.

Во-первых, выпускник Йыхвиской гимназии, который пожелал остаться анонимным, пишет, что пришел учиться в русскую гимназию, пишет Татьяна Айт. В Эстонии нет русских гимназий. Есть гимназии, гдже языки преподавания представлены в рамках системы ”60 на 40”.

Во-вторых, что касается недовольства учителями, то большая часть учителей, работающих в Йыхвиской гимназии, пришла к нам из других школ Ида-Вирумаа, в том числе и из вышеупомянутой школы (бывшей Йыхвиской русской гимназии). Это учителя, успешно прошедшие собеседование, в чьем профессионализме я на 100 процентов уверена. Есть и молодые учителя, которые владеют современными методами обучения и технологиями. Они нравятся ученикам, у них высокая мотивация к работе. Надо признать, что проблема подбора кадров остро стоит и на уровне республики. Преподавателей, например, реальных предметов в нашем регионе не хватает.

В-третьих, в первый год работы были выбраны эстоноговорящие руководители потоков с той целью, чтобы ученики обращались к ним на эстонском языке и, таким образом, имели возможность улучшить свой уровень владения эстонским языком. Практика показала, что, к нашему сожалению, некоторые ученики в основной школе не получили достаточной подготовки для общения на эстонском языке хотя бы на бытовом уровне. Учитывая данную ситуацию, было принято решение уже на следующий учебный год поставить по два руководителя на поток, с целью дать возможность ученикам обращаться за консультацией на родном языке.

В Йыхвиской гимназии обучаются представители разных культур. Это особенность и богатство нашей школы, но в то же время и большая ответственность. Мотивированные ученики видят в этом возможность практиковать как государственный, так и иностранные языки. Руководство и работники школы делают все возможное для развития представителей всех культур — общие мероприятия, предметы по выбору, на которые ребята ходят вместе. К сожалению, мышление и внутреннюю культуру отдельных учеников скорректировать за такой короткий период времени сложно. Миссия нашей школы — в сотрудничестве с домом и общиной предложить вдохновляющую, развивающую и безопасную школьную среду, где каждый человек ценен и развивается во благо себе, Эстонии и всего мира.

Несмотря на то, что мы молодая школа, большая часть наших выпускников, получили хорошую подготовку и в настоящее время успешно продолжают свое обучение как в вузах Эстонии так и за рубежом.

Лучший выпускник 2017 года: ”И вправду эстонскому языку уделяется значительное внимание”

Директор подкрепила свой комментарий мнением выпускника гимназии, бывшего президента ученического самоуправления, члена попечительского совета гимназии, золотого медалиста, обладателя титула ”Выпускник 2017”, студента Таллиннского технического университета Даниила Вальме.

Проучившись полгода в университете, могу смело заверить, что самостоятельность, привитая нам в Йыхвиской гимназии, стала одним из основополагающих элементов в дальнейшей учебе, пишет обладатель титула ”Выпускник 2017 года” Даниил Вальме.

С этим могут согласиться и многие мои одноклассники, с которыми мы бок о бок учились два года.

В уставе Йыхвиской гимназии есть пункт: ”Каждый человек — творец своего будущего”. Эта фраза неоднократно звучала в стенах школы и ни для кого не могла остаться незамеченной, про это много говорили и приучали нас к ответственности. Мне кажется, что юноша или девушка в возрасте 17-18 лет должен быть способен решать 75 процентов своих проблем самостоятельно. Тем не менее, в гимназии никогда не складывалось такой ситуации, когда с той или иной проблемой было бы не к кому обратиться. Для того, чтобы знать, что волнует учеников, проводились опросы, как со стороны руководства школы, так и со стороны ученического самоуправления.

Мне кажется, что наличие молодых педагогов в стенах школы — сильное преимущество. Считаю, что в обществе устоялся стереотип, что учитель должен быть обязательно старше ученика как минимум на 20 лет и являться своего рода палачом, периодически балующим пряником или же, напротив, наказывающим кнутом.

Для меня педагоги в гимназии стали менторами и мотивирующими примерами. Во время перемен я часто старался заглянуть к одному из них и подискутировать на различные темы. Это мог быть либо опыт обучения в высшем учебном заведении, спорт или же философские вопросы. Самое приятное, что все это как раз происходило на эстонском языке. В ходе бесед меня поправляли или объясняли новые слова, значения которых для меня были неизвестны. На мой взгляд, лучшую подготовку к экзамену очень трудно найти. Хочется отметить, что я никогда в своей жизни не ходил к репетиторам по эстонскому, учился в Йыхвиской русской гимназии и с самого начала был в Йыхвиской гимназии ровно на таких же условиях, как и остальные ученики.

Учительский состав — самое ценное, что есть в гимназии. В гимназию пошли одни из самых смелых и открытых преподавателей нашего региона. Будем честны, открытие гимназии с самого начала было окутано ореолом таинственности, поэтому принять решение учителей пойти в неизвестность достойно уважения.

Среди наших учителей есть лучшие преподаватели всего региона. Этот факт очень легко проверить. Мне кажется как минимум неблагодарностью плохо отзываться о педагогах, которые всегда подходили к созданию учебного материала творчески и многопланово. Очень трудно поверить, что за два года обучения кто-то не проникся искренним уважением и благодарностью к кому-то из педагогов.

К сожалению, будучи президентом ученического самоуправления, я не раз сталкивался с тем, что ученики банально не желали видеть никакой возможности для развития языка в нашей гимназии. Если трезво смотреть на факты, то Йыхвиская гимназия — единственная в своем роде, где под одной крышей учатся и русско- и эстоноговорящие ученики. Где и как еще можно выучить язык лучше?

Да, и вправду эстонскому языку уделяется значительное внимание. Но будем честны до конца, эстонский язык в учебниках и в реальной жизни зачастую может отличаться. Языковой барьер может служить значительной преградой в университете или же на будущем рабочем месте. Как бы то ни было, мы еще не шагнули в эпоху полной дигитализации, поэтому навыки коммуникации, в том числе и на эстонском языке, крайне важны в современном мире. Очень жаль, что не все ученики осознали истинную ценность данной им возможности.

Ни для кого не секрет, что в каждом коллективе найдется пара человек, которые в силу тех или иных обстоятельств имеют вспыльчивый характер. Я точно также стоял в очереди в школьную столовую, и на моей памяти подобные случаи имели место быть только пару раз. И после них вопрос сразу же решался через беседы с виновниками переполохов.

Благодаря гимназии я обрел много друзей среди эстонцев, с которыми общаюсь и по сей день. Часто встречаемся и шутим над тем, как присматривались друг к другу в гимназии. Как бы то ни было, культурно-языковой барьер имел место. Неуклюжие предложения, ma/da инфинитив и падежи давали знать о себе. Ребята делились шутками, знакомили с эстонскими исполнителями, рассказывали про телевизионные шоу и сериалы. После этого появлялось желание смотреть Eesti laul и слушать Daniel Levi. Жалко констатировать, но каждый находит в определенной ситуации ровно то, что хочет увидеть.

Мне кажется, что 9 мая — это праздник каждой семьи. Для меня не столь важно видеть плакаты и слышать речи в школе, сколько важно увидеть молодых людей на братской могиле на Йыхвиском кладбище. Я сам отмечаю этот праздник, поскольку в Великой отечественной войне участвовал мой дед, и события сильно затронули мою семью. Мне кажется, что, прежде всего, этот день является поводом серьезно задуматься над некоторыми вещами в жизни. Как бы то ни было, первая половина двадцатого века была чудовищна по размаху насилия и террора. Ни в коем случае нельзя притягивать за уши какие-то факты из повседневной жизни и использовать их в своих интересах, связывать с трагическими событиями прошлого.

Об оценивании экзаменов. Если ребята говорят неплохо, то почему требуют, чтобы с ними говорили только на русском языке? Получается несколько нелогично. Всегда можно подать апелляцию, если результаты экзаменов кажутся спорными. Комиссия состоит не только из учителей гимназии, но и из сторонних наблюдателей.

В моем классе все прекрасно осознавали важность изучения языка, этому уделялось большое внимание. Между собой делились материалами, обсуждали правила. В то же время были те, кто надеялся выучить эстонский язык, записавшись на курсы и пройти за считанные месяцы то, что мы нарабатывали годами.

Слишком большое внимание случайным мелочам. Я был в числе медалистов, но меня никак не задело то, что я сидел немного позади. Конечно, для многих подобные мелочи — определяющие в жизни, но для меня это не являлось ни в коем роде неудобством. В конце концов, всех медалистов отдельно вызвали на сцену и отметили заслуги каждого достаточно подробной речью.

Подводя итоги, хочу сказать, что два года в Йыхвиской гимназии стали одними из самых насыщенных в моей жизни. За это время я был старостой класса, президентом ученического самоуправления, членом попечительского совета и участником различных проектов.

Я крайне благодарен Йыхвиской гимназии за многие возможности, которые помогли мне существенно развиться в различных сферах. Учителя помогали готовиться к олимпиадам, руководство максимально либерально относилось к начинаниям учеников и поощряло инициативу.

Очень жаль, что не все способны трезво оценить колоссальность возможностей, предоставленных ученикам Йыхвиской гимназии. Время от времени я стараюсь посещать гимназию и делиться своим видением с гимназистами. Очень приятно видеть, что идею гимназии несут и нынешние ее ученики. Недавно, листая социальные сети, с гордостью наткнулся на запись о том, что наши ученики провели День тени с первыми лицами государства. Я искренне убежден, что каждый ученик нашей Йыхвиской гимназии сейчас обладает огромными возможностями для развития во всех направлениях.

Мой посыл нынешним гимназистам: ”Будьте честными с самими собой и трудитесь”. Лично у меня были трудные моменты в гимназии, возникавшие из-за моей необязательности. Я всегда говорил о своих проблемах с педагогами и всегда решение находилось. При этом качество обучения от этого не страдало, об этом свидетельствуют мои результаты экзаменов. Каждый сдан с результатом выше 80 баллов.

Будучи президентом ученического самоуправления, я не раз сталкивался с пустой критикой и нежеланием ничего делать для изменения ситуации. Да, разумеется, возникает вопрос: ”А для чего нужны взрослые?” Взрослые помогают, советуют и направляют, но не заставляют. Будем честны, у каждого на слуху не одна история про отличников, которые уехали учиться в университет и банально не справились без постоянного попечения или же ударились во все тяжкие праздной студенческой жизни.

Точно так же, как и автор этой статьи я ничего не навязываю. Я уверен, что в конечном итоге к успеху во всех сферах жизни ведет умение быть честным с самим собой, трудолюбие и порядочность. Ни один учитель не станет отказывать ученику в просьбе помочь стать умнее и развиться. Однако, очень часто можно встретить капризно-нахальное отношение учеников. Каждый ученик, идущий в гимназию, должен понимать, что это лишь первая ступень на пути к высшему образованию, а три года гимназии — это возможность заложить крепкий фундамент для старта в самостоятельную жизнь.

Конечная цель образования — развить себя. Пустая критика ни к чему не ведет, а в симфонии с эмоциями несет очень много вреда.

Поделиться
Комментарии