Когда-то в ключевой отрасли приморского города (до начала 90-х годов — поселок Усть-Нарва) было занято около двух тысяч работников: промысловиков, судоремонтников и пищевиков-переработчиков серебристого улова, ныне — всего лишь чуть более ста человек. Тем не менее, несмотря на спад деловой активности и трудности, маломерный флот мечтает о морских широтах.

"Весной ловили корюшку, сейчас — сырть", — говорят о сегодняшних рыбацких буднях промысловики-профессионалы Андрей и Иван. Они жители Нарвы, но их работа — в 12 километрах от родного города, в акватории при впадении пограничной реки Наровы в Финский залив. Занимаются прибрежным ловом. В промысловый сезон ежедневно в три-четыре часа утра — в залив за "дарами Балтийского моря".

Раньше около ста судов с экипажами из устьнарвских рыбаков ходили в открытое море, вплоть до литовского порта Клайпеда. Ныне от былого флота сейнеров — лишь одно ржавеющее судно, бросившее якорь на берегу. Как памятник былому величию морской отрасли Северо-Востока Эстонии. Сейчас рыбаки трудятся вблизи берега на маломерных судах — катерах и моторных лодках.

Почему экономика в приморском городе, кормившая ее население веками, рухнула, а оставшиеся ее поддерживать энтузиасты бьются как рыба об лед? Фонды Евросоюза, рассчитанные на поддержку рыбаков Эстонии, так и не добрались до берегов Нарва-Йыэсуу. Жизнь как бы замерла несколько десятилетий назад. Здесь у промысловиков отсутствует элементарная инфраструктура. Нет своих причалов (арендуют у частников), нет своих помещений для хранения снастей и для обслуживания маломерных судов (то есть "офисы" приходится также арендовать). Но что это за "офисы"? Люди ютятся в напоминающих сараи зданиях — продуваемых, без центрального отопления.

Но без труда не вынешь и рыбку из пруда. Для отстаивания своих интересов 12 человек из Нарвы и Нарва-Йыэсуу объединились в Союз профессиональных рыбаков. Власти приморского города по мере своих возможностей стараются помогать союзу. В частности, идет оформление земли, предназначенной для строительства новой рыбацкой базы с причалом, оснащенной современными зданиями и с прочей необходимой инфраструктурой.

"Мы обратились за поддержкой к муниципалитету и нашли понимание, — говорят рыбаки. — Надеемся, что совместно нам удастся решить проблемы". При этом добавляют с сожалением, что квоты тормозят развитие бизнеса. Если кто-то захочет продолжить рыбацкие традиции бывшей Усть-Нарвы, будет сложно — количество выдаваемых на промысел профессиональных лицензий ограничено, не купить желающему. Этот вопрос адресован в Министерство сельского хозяйства.

Сказывается и экология. Сброс в июле 2011 года российской стороной (Нарвская ГЭС в Ивангороде) покрытого лесом плавающего островов через плотину гидроэлектростанции и ныне вызывает проблему. Снасти рвутся, сталкиваясь с обломками деревьев.

В сельском хозяйстве есть выражение "зона рискованного земледелия". В аналогичной по степени трудностей зоне расположен и такой сектор сельского хозяйства Эстонии, как рыболовство. Со слов Ивана и Андрея можно сделать вывод, что без поддержки государства отрасль в знаменитом курортном и рыбацком уголке может совсем пойти на дно. Сетуют — почему-то государство не дотирует приобретение рыбаками топлива для лодок и катеров. А ведь расходы на бензин — одна из главных составляющих в себестоимости чешуйчатого товара, предназначенного для стола жителей Нарвы и Нарва-Йыэсуу.

Рыбаки убеждены, что назрела пора всем заинтересованным сторонам обратить взор на важный сектор экономики. Они считают, что в уезде Ида-Вирумаа, окруженном Чудским озером и Финским заливом, назрела необходимость разработать программу поддержки терпящей бедствие рыбной сферы.

Город-курорт делает упор на развитие туристического бизнеса, но вряд ли экономика Нарва-Йыэсуу будет твердо стоять на ногах, если традиционная отрасль — рыбный промысел и рыбопереработка — сядут на мель.
Костляв окунек, да уха сладка. Малый бизнес мог бы стать крепкой опорой для города.

Впрочем, в приморском Нарва-Йыэсуу все это прекрасно осознают и делают выводы. Не учи рыбу плавать.

Поделиться
Комментарии