По словам членов правления Аллы Буткевич (председатель) и Татьяны Федоровой, представлявших организацию на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, к этому их подвигают многочисленные обращения нарвских учителей и сотрудников дошкольных учреждений, письменные и устные, пишет "Виру Проспект". Работники сферы образования сообщают о систематических нарушениях норм трудового законодательства. И, что особенно беспокоит профсоюз, — во многих таких жалобах речь идет о нездоровом морально-психологическом климате в учебном заведении. В их основе заносчивое поведение руководителей в отношении своих подчиненных, отсутствие справедливости в коллективе в части оплаты труда. Это, склонны считать профсоюзные активисты, тенденция последнего времени, и процесс идет по нарастающей. -Не скажу про всех, но многие нарвские директора относятся к своим коллегам как к крепостным, — говорит Алла Буткевич. — А учителя так запуганы, что даже малейший намек на недовольство или сопротивление тщательно маскируют.

Не церемонятся руководители и с представителями профсоюзов, с их доверенными лицами. В очередной раз проблема остро обозначилась в связи с трудовым конфликтом в Кренгольмской гимназии, где этим летом сразу 5 сотрудников получили уведомления о сокращении. Хотя увольнения преподносятся как необходимые меры в целях экономии, на самом деле острой потребности в них не было, утверждают профлидеры.

Все будет решать сам

Нарвский профсоюз работников образования в порядке, определенном законодательством, пожелал через свое доверенное лицо Катрин Лоок получить на этот счет разъяснения у директора школы г-на Быкова.

- И тут произошла достаточно неприятная вещь: нашему доверенному лицу не только отказали во встрече, даже не стали регистрировать документ, подготовленный нами в связи с ожидаемой беседой, — сообщает Алла Буткевич.

Поскольку между вышеназванным профсоюзом и Нарвской мэрией как работодателем педагогов муниципальных учреждений образования заключен коллективный договор, профсоюз обратился на Петровскую площадь. Через полтора месяца после этого встреча с директором Кренгольмской гимназии состоялась.

- Я не буду передавать всего содержания беседы, — говорит Алла Буткевич, — но общий вывод такой: г-н Быков (возможно, и другие директора тоже) меня как лидера и нашу организацию не признает. Он дал понять также, что не потерпит чьего-то вмешательства в трудовые отношения внутри школы и вообще все здесь будет решать сам.

Представители профсоюза недоумевают, как можно ставить вопрос таким образом, ведь у профсоюзов и работодателей, казалось бы, общая цель: создавать людям благоприятную для работы атмосферу.

Особенно странно, рассуждают представители профсоюза, эта позиция директора выглядит на фоне имеющейся реальности: по меньшей мере 2 сотрудника Кренгольмской школы, обратившихся в Комиссию по трудовым спорам (другие предпочли забыть об этой истории), сокращаются незаконно.

- Разве это не нарушение: сокращают лаборанта с образованием химика, стажем работы 24 года, не имевшую замечаний, в работоспособном возрасте… В лаборатории оставляют другую сотрудницу — без соответствующего образования, пенсионерку. Но этому абсурду есть объяснение: второй лаборант — это мама г-на директора, — говорит Татьяна Федорова. — К слову сказать, в школе работает уже несколько родственников Геннадия Быкова.

Тем не менее, по словам членов правления профсоюза, они не намерены выступать против какой-то отдельной персоны. Их целью является изменить ситуацию в муниципальных образовательных учреждениях Нарвы. ”По существующим законам наши руководители должны считаться с защищающими интересы работников организациями, давайте эти требования выполнять!”, — обращаются они через прессу к директорам.

Второй их призыв: господа директора, будьте нормальными администраторами по отношению к своим коллективам. Давайте все решать цивилизованно!

Под колпаком

Алла Буткевич и Татьяна Федорова утверждают, что многие нарвские педагоги (есть и достойные внимания исключения) заболели бесправностью: поднять голос против начальства, да просто высказать особое мнение — это сегодня едва ли не экстремизм. Жалуясь на свои беды представителям профсоюза, люди стараются оговаривать: только между нами! Если возникает необходимость встречи, делают это тайком. Профсоюзные лидеры видят в образовавшейся ситуации вину самих работников: нельзя же давать страху завладеть собой до такой степени! Но основной источник этой проблемы, на их взгляд, — это поведение школьного начальства.

Выступил ”вразрез”на собрании? Уволен! Собираешься вступать в профсоюз? Тогда нам придется расстаться — это далеко не все примеры директорского самоуправства, приведенные на пресс-конференции.

Но тут, что называется, скрытые процессы. Явные же знаки — обращения в профсоюз по поводу нарушений трудового законодательства. Какие, казалось бы, могут быть нарушения во время каникул? И все-таки они есть: педагоги работают с переработкой — согласно приказу директора, а не коллективному договору, последний день каникул определен в том же колдоговоре для нарвских учителей как день методической подготовки, то есть может проходить в свободном режиме. Но у директоров на него свои планы, из-за которых учителю следует все же прийти в школу.

-Мы уже целый год работаем по колдоговору, и не было промежутка времени, чтобы к нам не поступали сигналы о нарушениях со стороны директоров, — говорит Алла Буткевич. — В нынешнем году их насчитывается семь.

Чаще всего, как ни странно, не ладят с законом директора-депутаты и иные ”вхожие во власть”. Впрочем, представители профсоюза находят это вполне закономерным. Городские власти им попросту попустительствуют.

Профсоюзные активисты считают, что с отделом культуры горуправы, непосредственно руководящим муниципальной системой образования, их сотрудничество складывается благополучно, но этой структуре не под силу, как выясняется, должным образом воздействовать на отдельных директоров.

А вот тем ”прижать” своих подчиненных совсем несложно: многим учителям не хватает нужной языковой категории, В2. Любопытно, что некоторым директорам школ не достает необходимой им С1. Но их стойко защищает от языковой инспекции городская власть.

Штрафы стоит увеличить

Что же намерен сделать для своих членов Нарвский профсоюз работников образования? Ни много ни мало, вернуть им веру в справедливость и обеспечить спокойствие. А что профсоюз может сделать? -Будем бороться за честь организации и защищать попавших в беду коллег через Комиссию по трудовым спорам, Трудовую инспекцию, суд, — говорит Алла Буткевич.

Как это будет получаться, можно будет узнать уже после 22 августа, когда Комиссия по трудовым спорам рассмотрит заявления двух работников Кренгольмской гимназии.

Правда, отмечает Александр Старцев, руководитель Ида-Вируского отдела ЦСПЭ, в состав которого в феврале этого года вошел Нарвский профсоюз работников образования, сегодня чаще всего максимальным результатом для работника является выплата компенсации за незаконное увольнение за период до 3 месяцев; работу же при этом он теряет. Поскольку одна из сторон конфликта имеет право на заседании комиссии заявить о желании расторгнуть трудовой договор, работодатель этим охотно пользуется.

Наихудшим итогом для работодателя может быть штраф, который имеет право при соответствующем обращении (работника или профсоюза) наложить на него Трудовая инспекция. Как правило, суммы это небольшие. Однако согласно эстонскому законодательству денежные взыскания инспекции могут достигать 200 штрафных единиц.

- Думаем, если бы нам удалось при помощи различных влиятельных инстанций добится увеличения штрафов для заядлых нарушителей, они стали бы действовать более вдумчиво, — считают члены правления Нарвского профсоюза работников образования.

Справка:

Нарвский профсоюз работников образования насчитывает порядка 400 членов.

Поделиться
Комментарии