- Господин Калберг, простому жителю каждый период работы местного самоуправления запоминается наиболее крупными, знаковыми событиями. Минувшее четырёхлетие в Силламяэ, пожалуй, можно назвать временем реконструкции водно-канализационной сети, реставрации дома культуры, а также открытия единой гимназии. Какими знаковыми событиями предполагается отметить 2013-2017 годы?

- Во-первых, надо понимать, что мощного экономического роста, бума в Эстонии не предвидится. Но и в этих условиях различные затраты, которые влияют на состояние местного бюджета, будут расти: хозяйственные расходы муниципальных учреждений, минимальная и средняя зарплата по республике, Силламяэ должен будет возвращать кредит, взятый на реализацию ”водного” проекта. Это значит, что легко городу не будет.

Что может появиться в Силламяэ в ближайшие годы? Двухуровневый перекресток шоссе и железной дороги. Это стройка не за городские деньги, но для нас очень важная, поскольку обеспечит безопасность движения и сделает возможным развитие портовой территории, для этой дорожной развязки город составляет соответствующую планировку. Окончательно закроем и приведём в порядок, в соответствии с европейскими требованиями, бывшую силламяэскую свалку, а также закончим реконструкцию гимназии. Обязательно построят что-то новое инвесторы в порту. Надеемся на оживление пассажирского паромного сообщения. Развитие порта — это новые вызовы для города: надо реконструировать ведущую к порту улицу Толстого, Приморский бульвар, начинать строить морской променад, о котором давно говорилось. На очереди — обновление стадиона, станция отходов.

Я не могу сейчас ”вывесить” окончательный список со сроками. Очень многое зависит от того, удастся ли получить европейские деньги.

- Евродотации в следующем периоде будут меньше?

- Общие объёмы европейского бюджета — не меньше. Вопрос в том, сколько, на какие цели и на каких условиях будут распределять между самоуправлениями для местных инвестиций. Правительственного постановления с этими критериями пока нет, оно появится в 2014 году.

- Значит, для управы сейчас самое время активно лоббировать интересы города в республиканских инстанциях и пытаться попасть со своими объектами в списки таких приоритетов. Какие объекты продвигаете?

- Такая работа ведётся постоянно. Инвестировать надо во многие вещи. Среди наших приоритетов — морской бульвар, стадион, центр детского творчества, ремонты основных школ.

- В середине ноября прошло публичное обсуждение эскиза планировки под возможный супермаркет ”Максима” в центре Силламяэ. Эти планы вызывают в городе споры. Всё-таки супермаркет там появится или нет?

- На данный момент, мы договорились, что планировщики внесут уточнения в эскиз, потом проведём рабочее совещание и решим — надо ли готовить новые эскизы или от эскиза можно переходить к самой планировке.

В целом, могу сказать, что в ближайшие годы в Силламяэ запланированы несколько новых торговых центров — на бульваре Виру, 5 и 14, на улице Павлова, 1 и на улице Каяка, 16а.

- Численность силламяэсцев медленно, но неуклонно сокращается. Значит, снижается и количество налогоплательщиков. Это ведь тоже вызов для самоуправления, который рано или поздно поставит ребром вопрос: что сокращать, на чём экономить?

- Это вопрос не силламяэского, а общеэстонского масштаба. В недавнем аудите Госконтроля, о котором широко писала пресса, сказано, что через несколько лет Эстония может оказаться в ситуации, когда на место трёх человек, покидающих рынок труда, придёт только один. В рамках одного города эту тенденцию не переломить. Тем не менее, пока ”чёрный сценарий” для Силламяэ не предвидится. Несмотря на снижение населения, число работающих остаётся стабильным — 6600-6700 человек. Поступление подоходного налога понемногу увеличивается: в 2013 году рост составил 9 процентов. Государство в следующем году несколько поднимет долю налоговых отчислений в местные бюджеты.

Что в этой ситуации может и должно делать самоуправление? Во-первых, интенсивно искать и использовать европейские дотации. Во-вторых, искать возможности увеличить собственные доходы. В-третьих, смотреть — где сэкономить? Не хочу сейчас говорить конкретно: ”это сделаем дороже, там урежем”. Здесь надо очень тщательно анализировать. Например, всегда ли адекватен тариф аренды муниципальных помещений? Всегда ли справедливо, когда какая-то организация одновременно получает дотацию от города и пользуется льготной арендой? Разумно ли по конкурсу купить более дешёвую машину, но потом больше потратить на её содержание, или купить подороже, но сэкономить на топливе и техобслуживании?

- Так и вижу интернет-комментарий к этим высказываниям: ”господа чиновники, начните с себя, сократите половину штата”…

- Это не профессиональный подход. Конечно, если сейчас выйти на улицу и спросить первого встречного: сколько платить чиновнику — 100 или 50 евро, то в ответ услышим, что и 50-ти много… Вот я открываю сайт государственных актов ”Рийги Театая” и пишу в поисковой строке ”горуправление”. Получаю ссылки на 971 законодательный акт, где на горуправление возлагаются те или иные функции и обязанности. Ясно, что их надо исполнять. Кроме того, городское управление решает задачи, поставленные городским собранием, и работает с обращениями жителей. За прошлый год через городскую управу прошло 130 тысяч документов. Среди них были и письма на одну страничку, и объёмистые договоры, и отчёты страниц по сто. Понятие ”управление городом” надо рассматривать в комплексе, а не вырывать из него одну только зарплату чиновника. 


- То есть, случись экономический кризис, управа будет сокращать всё вокруг, но не себя?

- Структура исполнительного органа определена городским собранием. Если придётся анализировать эффективность работы органов местного самоуправления, то и управа не станет исключением. Но сегодня не предвижу, что в ближайшие четыре года надо прибегать к сокращениям.

- Из программы развития Силламяэ на 2013-2020 годы явствует, что, по крайней мере, в следующие четыре года город оставит в своих руках два крупных, по существу, муниципальных предприятия — жилищно-коммунальное ”МЕКЕ” и водоканал ”Силламяэ Веэвярк”. Почему, ведь во многих городах предприятий, находящихся в муниципальной собственности, уже нет?

- Что касается ”Веэвярка”, то причин две. Первая: население очень чувствительно в отношении коммунальных цен, и если предприятие городское, то эту ситуацию можно контролировать…

- Погодите! Тарифы водоснабжения уже не утверждаются местными собраниями или управами, это прерогатива государственного департамента конкуренции. Как город может тут влиять?

- Проекты тарифов готовит совет предприятия, и если оно принадлежит городу, если в совет входят представители горсобрания и горуправы, то это не что иное, как участие города в управлении, ценообразовании и развитии. Второй вопрос: перспективы и значение водоснабжения. Предположим, приходит частный собственник, какое-то время работает, а потом заявляет: у меня с этим бизнесом ничего не получилось. Да, закрыть ”водоканал” одним днём нельзя, но всё равно представьте — какая головная боль для целого города возникнет. Учитывая это, я бы вообще назвал ”Веэвярк” стратегическим предприятием местного значения. 

”МЕКЕ” обслуживает те силламяэские жилые дома, где не созданы квартирные товарищества, а их большинство. Многие жители до сих пор просто боятся, что товарищества — это слишком хлопотно, слишком дорого и т.п. Но и этим жилфондом надо управлять, а ”МЕКЕ” имеет для этого и базу, и опыт. Получается, что, с одной стороны, ”МЕКЕ” как бы ”заложник” этой ситуации, как бы вынужденная мера. С другой, учитывая опять-таки платежёспособность населения и чувствительность к коммунальным тарифам, городское жилищное предприятие решает и социальные задачи.

- Но ведь в сегодняшнем обществе пропагандируется идея, что по-настоящему рачительным может быть только собственник, хозяин. Товарищество — фактически собственник дома. Домоуправление — ”чужой дядя”.

- Во-первых, это не аксиома, потому что на деле всё зависит от конкретного собственника. Во-вторых, надо помнить, что с 2018 года товариществами так и так станут все дома. Вот тогда, по-моему, город уже не должен будет выступать на этом рынке со своим муниципальным предприятием. То есть в перспективе ”МЕКЕ” перестанет быть городской собственностью. Но пока надо признать, что нормального рынка услуг по обслуживанию домов в городе нет и предстоит определиться — каким он будет.

- В Силламяэ есть оппозиция. И есть, среди прочего, такое отношение к ней: мол, эти люди ничего, кроме как раскачивать лодку, не умеют, они совершенно неконструктивны, чего их слушать. Вы как мэр тоже так считаете?

- По закону, мэр города должен сотрудничать с городским собранием и выполнять волю, принятую большинством его состава. То есть вопрос взаимоотношений правящей силы и оппозиции должен решаться не в мэрии, а в городском собрании.

- То есть мэр Калберг будет совершенно аполитичной фигурой? Или принципиально не станет слушать определённых депутатов?

- Из одного решения Госсуда вытекает, что мэр города в Эстонии — всё-таки политическая фигура. Повторяю, мэр руководствуется политической волей местного собрания. Это не означает, что для меня оппозиция априори неправа и, едва она начнёт что-то говорить, я заткну уши. Верю, что все депутаты работают в интересах города, как они торжественно обещали, получая мандаты. Я слушал и готов слушать все мнения, для меня ключевые понятия — общение, обсуждение, сотрудничество. Но точно не может быть такого, чтобы я стал исполнять волю какого-то одного депутата.

- В государстве есть общепризнанная ”табель о рангах”. Президент — фигура номер один, премьер-министр — номер два, глава парламента — номер три… А в силламяэской иерархии вы каким номером себя считаете?

- ”Номера” у меня нет. У нас не ёлка, где каждый хочет свою игрушку повыше повесить. Считаю, что на уровне горуправы должны быть дружная командная работа и сотрудничество с депутатским корпусом.

- В силламяэских социальных сетях иногда встречается мнение, что по ключевым проблемам городской жизни надо бы проводить опросы населения. А ведь правда, не припомню, чтобы в Силламяэ такое делалось? Не планируете наладить?

- Мы хотим, чтобы горуправа работала эффективно, а это действительно невозможно без измерений эффекта, без обратной связи. Так что, наверное, мы к опросам придём, будем их проводить. Конечно, вопросы должны быть корректно поставлены. Формулировка ”хотите ли вы жить лучше — да, нет, не знаю” была бы смешна. И очень важно правильно, пропорционально распорядиться ответами. То есть социологический опрос ”вам нравится или не нравится” не может быть выше решения, которое базируется на законе, на результатах экспертиз и т.п. Если есть возражения против каких-то шагов по развитию, эти возражения тоже должны быть основаны на законе.

Кроме опросов, будут работать и другие каналы информирования и вовлечения жителей в управление городом: публичные обсуждения проектов, социальные медиа и др.

- Пост мэра — это шаг в карьерном росте, после которого видятся уже мандат члена парламента или должность в министерстве. У вас такие же амбиции?

- Таких амбиций у меня не было. Своё назначение я не расцениваю как ”карьерный рост”, и мысли насчёт министерств для меня неактуальны. Сейчас главная мысль одна — хорошо делать свою работу и эффективно развивать деятельность городского управления.

Поделиться
Комментарии