Судя по тому, что потом организаторы все-таки очень внимательно следили, чтобы все камеры были выключены, и у одного оператора, которого заподозрили в тайной съемке, настойчиво узнавали, какую телекомпанию он представляет, дело не столько в усталости, а в том, что господин Паэт опасался провокаций. После того, как буквально накануне мировые СМИ растиражировали сенсационную новость — эстонский министр иностранных дел в телефонном разговоре с верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон выразил мнение, что нормализации ситуации на Украине мешает растущее понимание того, что за убийствами и протестующих на Майдане, и работников правоохранительных органов стоит ”кто-то из новой коалиции, а не Янукович”.

В очередной раз попадать в новостные ленты по скандальному поводу, а особенно говорить то, что может быть трактовано двояко, Урмасу Паэту определенно не хотелось. В результате беседа с нарвитянами, а их пришло в Нарвский колледж Тартуского университета около шестидесяти, получилась гораздо спокойнее ожидаемого, в то время как министр не сказал практически ничего такого, что нельзя было бы предугадать заранее.

По уже сложившейся традиции первым делом Паэт сказал, что в детстве регулярно гостил у своей бабушки в Нарве, отчего Ида-Вирумаа ему особенно близок.

Говоря об украинском кризисе, Паэт заявил, что планирующийся Верховным советом Крыма 16 марта референдум нелигитимен, так как противоречит конституции Украины (по ней такой референдум могут объявить только госвласти), а также международному законодательству. И главное, Урмас Паэт подчеркнул, что пока российские войска находятся в Крыму, результат референдума мировое сообщество не одобрит как проведенный в условиях внешнего военного давления.

В то же время, по мнению министра, в иных условиях (в том случае, если российских военных в Крыму не будет) организация референдума о статусе Крыма при участии международных наблюдателей и, разумеется, госвластей могла бы быть хорошим вариантом разрешения кризисной ситуации.

Нарвитяне вполне ожидаемо говорили о двойных стандартах, о том, что отделение Косово от Сербии поддерживалось западом, в то время как Россия была против. О том, что началу войны в Ираке в 2002 году противодействовало и ООН, но США проигнорировали его мнение. Паэт парировал, что вмешательство США было обусловлено не столько не подтвердившимся предположением, что у Ирака есть оружие массового поражения, но и тем, что по приказу Саддама Хуссейна химическое оружие применялось для уничтожения курдов в 80-е.

Когда Паэта спросили, как он относится к идее проведения референдума о статусе в Ида-Вирумаа, тот ответил, что категорически не верит в то, что жители Северо-Востока могут желать отделения от Эстонии. Собравшиеся встретили его заявление бурными аплодисментами и одобряющими комментариями.

Министра провожали также аплодисментами. Если бы в зале прозвучала информация о том, что в тот же день Паэт подарил Нарвскому детдому от министерства иностранных дел микроавтобус Mercedes-Benz Vito, общение могло получиться еще более благостным.

Поделиться
Комментарии