Одна из таких "вынужденных переселенцев" — 82-летняя Александра Федоровна. Иногда она приходит в свой дом по Вахтра, 10, чтобы прогреть электричеством квартиру. Пожилая женщина говорит, что не может понять, за что по отношению к ней допущена такая несправедливость. Так, в скитаниях, у нее проходит вторая зима.

"Я отдала на благо Эстонии всю свою жизнь, создавала здесь материальные ценности, в том числе и те, которые сегодня принадлежат частным лицам, торгующим теплом, имею награды за труд. Слушала новогоднюю речь президента и умилялась: как хорошо он говорил о свободе, независимости, о доброте. Но я-то в чем виновата, что оказалась заложником этой свободы?" — недоумевает Александра Федоровна.

- А что мы можем сделать, — рассуждает вице-мэр Цвентарная, раз в стране существует такой закон о коллективной ответственности, заставляющий страдать ни в чем неповинных людей? По-человечески, понимаю, что это несправедливо, но таков закон.

Рийгикогу принял поправку, но она не принципиальна

Корреспондент Delfi напомнил городскому чиновнику, что год назад в городе побывал депутат Рийгикогу Урмас Рейнсалу, который также заявлял, что отключение тепла в зимнее время незаконно, как и незаконно оставление людей в ситуации, угрожающей их здоровью. И, что изменилось после этих его заявлений годичной давности?

- По его инициативе парламент принял поправку, но она не принципиальна. Коллективная ответственность — как она была, так она и осталась. Другое дело, что теперь для тепловых предприятий стало сложнее отключать дома от тепла во время отопительного сезона. Так они их и не отключают, они еще до начала сезона прекращают подачу тепла. И, если говорится о том, что не гуманно отключать тепло в холодный период, то монополисты поступают "гуманно" и отключают тепло до наступления холодов, — ответила Виктория Цвентарная.

Председатель товарищества дома 10 по улице Вахтра Игорь Матвеев рассказал Delfi, что в пошлом году люди так интенсивно отапливали квартиры при помощи электрообогревателей, что в доме сгорела проводка. На ее восстановление понадобились средства. Сейчас, по его словам, в доме есть вода, но один стояк в угловой квартире замерз, а попасть в эту квартиру, где он находится, невозможно, так как жильцы переехали на время холодов.

Нехорошие квартиры

Игорь Матвеев утверждает, что дом по мере сил и возможностей гасит долг по теплу, но производитель — фирма VKG Energia — хочет, чтобы долг был погашен полостью, несмотря на то, что прежде была договоренность: как только товарищество погасит половину долга, подача тепла возобновится. В результате все 44 квартиры, в том числе и те, где живут люди, не имеющие долгов, остались без тепла.

В городе есть пустующие квартиры, которые принадлежат городу. Их в свое время купили для молодых учителей, которые должны были приехать преподавать эстонский язык и предметы на нем в русских школах. Педагоги приехали, посмотрели, увидели, что они попали в проблемный дом, и уехали из города.

Одну квартиру, например, купивший ее хозяин переписал на своего несовершеннолетнего сына и скрылся в неизвестном направлении. А с несовершеннолетнего взять нечего, в том числе, и долги по теплу.

Девять квартир в доме арестованы — судебными исполнителями и банками. По искам в суд об отчуждении квартир за индивидуальные долги дела рассматриваются долго, но даже если суд и принимает такое решение, то желающих купить жилье в проблемном доме практически найти невозможно.

Вынуждены мерзнуть и переплачивать за электричество

- Может ли город как-то повлиять на ситуацию с подачей тепла в дом по улице Вахтра, если от 11 тысяч евро долг уже остался 3 800? — был задан вопрос вице-мэру Виктории Цвентарной.

- Поставщик тепла и товарищество имеют двухсторонние отношения, и городские власти не в силах оказать какое-либо влияние, — ответила заместитель мэра.

Корреспондент обратил внимание, что на этот раз вице-мэр сидела в своем кабинете в "душегрейке". Ранее она грелась в своем кресле, будучи одетой в шубу. В здании городского управления прохладно. По всей видимости, мэрия переняла опыт некоторых жилищных товариществ по экономии тепла.

Так, например, на одном девятиэтажном доме по улице Пярна установлен датчик температуры, и, если на улице очень холодно, то тепло в квартиры подается на полную катушку. Ежели температура нулевая, или, не дай Бог, плюсовая, то батареи остаются почти холодными. В таких случаях, чтобы квартира не отсырела, а жильцы не ходили с насморком, семьи вынуждены использовать электрообогреватели.

- Платим за тепло в батареях, которого почти нет, так еще вынуждены переплачивать за электричество, — говорит жилец этого дома — 70-летний Леонид. — Однако если подавать тепло на всю мощность и в случае, когда нет сильных морозов, то не хватит никакой пенсии, чтобы жить без долгов по теплу.

Поделиться
Комментарии