- Валерий Александрович, не будем перечислять, сколько делегатов на конгрессе собралось, какие начальники выступали. Расскажите лучше, что вам запомнилось больше всего, какие идеи и предложения составили, так сказать, сухой остаток мероприятия?

- Самое важная информация — то, что с 2013 года в России будет новая программа по добровольному переселению соотечественников. Она бессрочная и не привязана к определённому, ограниченному количеству субъектов Российской Федерации, как нынешняя. Кроме того, переселенец сможет взять с собой и близких родственников, то есть семьи при таком переезде не будут разрушаться.

Важно, на мой взгляд, и то, что в российский парламент подан законопроект об упрощении получения соотечественниками российского гражданства. Известно, что с этого года начал действовать фонд правовой поддержки российских соотечественников. В ближайшее время на российском ТВ будет выходить посвященная соотечественникам передача ”Русский вопрос”.

- Поднимали ли вы на конгрессе конкретные вопросы, волнующие людей именно в нашем регионе?

- На пленарном заседании нет. А во время работы по комитетам эстонская делегация поставила вопрос о необходимости скорейшего заключения между Россией и Эстонией соглашения о воинских захоронениях.

- Ну а, например, такая тема, как российские пенсии, — разве она никого в наших краях не волнует?

- Дело в том, что аккурат перед конгрессом мы провели прямо в Кохтла-Ярве встречу с представителями Пенсионного фонда России, где заинтересованные могли сами спросить всё, что их интересует, у специалистов. Хотя это не значит, что пенсионная тема закрыта. Например, волнует, что на территории России ко Дню Победы ветераны получают деньги от государства, а ветеранам, живущим в Эстонии, такой поддержки не достается. Не решен вопрос и о тружениках тыла Великой Отечественной: с одной стороны, они вроде бы ветераны войны, с другой, не получают тех же денежных вспомоществований от России, что фронтовики и блокадники. К этим темам мы ещё вернёмся на заседании Международного совета ветеранских организаций СНГ и Балтии, который пройдет в ноябре.

- Тема российских соотечественников уже о-очень стара. Ощутили ли вы, что петербургская встреча как-то оживила её, придала, так сказать, новый импульс?

- Я ехал на конгресс с мыслью: вот он пройдёт, и станут ясны цели работы России на этом направлении. Конгресс прошел, и… осталось какое-то чувство неопределённости — в какую же сторону двигаться в работе с соотечественниками, что предпринимать с расчётом на перспективу? Ну, создан фонд, хорошо, но соотечественников ведь волнуют и другие вопросы — например, упрощение процедуры получения российских виз. Слишком это затратное и хлопотное сегодня дело. А ведь за ним стоит такая значительная вещь, как связь с исторической родиной, её доступность. Мы, как можем, эту задачу решаем — к примеру, при поддержке координационного совета соотечественников организуем экскурсии в Россию, в том числе для молодёжи. Надо, чтобы молодые знали, как живёт Россия, а то подрастающее поколение уже существует в совершенно другом пространстве и связь с родиной предков рискует утратить напрочь.

- Кстати, а школьников-эстонцев вы в такие поездки тоже берете?

- Стараемся.

- Сколько ветеранов какого возраста в вашем объединении сейчас на учете?

- Время берёт своё, и ветеранские ряды редеют. На сегодня, у нас около ста участников Великой Отечественной войны, живущих в Кохтла-Ярве и Йыхви. Помимо того, ещё есть блокадники и узники фашизма. Всего — около четырёхсот человек. Более двадцати из них уже за 90 лет. Самые молодые у нас — ветераны труда, им по 60-70.

- Самая большая головная боль объединения?

- Многие из-за возраста уже очень ограничены в передвижении. Вдобавок забывают, что подходят сроки замены документов. Мы следим за этим и помогаем с паспортами. С помощью генерального консульства России также отправляем людей на санаторное лечение: вот недавно десять ветеранов вернулись из нарва-йыэсууского санатория. Как можем, обеспечиваем стариков медицинскими аппаратами — тонометрами, глюкометрами и тому подобным. Нам помогают городские власти Кохтла-Ярве, некоторые предприятия, например ”ВКГ”. Благодаря этому мы четыре раза в год также проводим ветеранские встречи.

- То есть своей работой вы удовлетворены?

- Конечно, хочется большего. Не мне вам рассказывать, в каком темпе растут пенсии и в каком — цены. Тяжелее всего приходится одиноким. И тем, кого забыли или держат в чёрном теле собственные дети. Да-да, бывают и такие вопиющие случаи; например, нам пришлось вести беседу с людьми, которые не выпускали из дому свою мать-ветерана.

- Ставшие притчей во языцех дрязги в рядах соотечественников — что вы думаете о них?

- Есть Таллинн, где сосредоточена основная масса руководителей организаций соотечественников. Они взяли руководство в свои руки и обращали мало внимания на регионы. Мы, местные организации, подняли эту проблему, и в этом году было решено, что координационный совет надо формировать так, чтобы в нём были представлены интересы соотечественников всей республики, то есть должны быть региональные квоты. Прошла страновая конференция соотечественников, где действительно появились некоторые новые лица.

Недостатки в работе совета соотечественников есть. Однако среди его критиков есть и те, кому, как говаривал Райкин, плохо, если другим хорошо. Отсюда и разговоры ”выбрали не тех, на конгресс поехали не те” и т. д. Не хочется этой грязи, нужно искать компромиссы.

- Соотечественные формирования как раз и упрекают за то, что там одни и те же лица.

- Это есть. А надо бы привлекать к нашей работе больше молодежи.

- Насколько, по вашему мнению, верны утверждения, что в основе всех конфликтов — борьба за российские деньги, выделяемые на движение соотечественников?

- На конгрессе у директора департамента МИДа по работе с соотечественниками спросили: выделяет ли ваше ведомство финансы напрямую местным организациям? То есть по принципу ”есть организация — получи мешок денег из Москвы”? Ответ был таким: выделяем средства только под конкретные проекты. Могу подтвердить, что мы существуем на символические членские взносы, помощь кохтла-ярвеского самоуправления и спонсоров, а если что-то получаем от республиканской ветеранской организации, то как помощь конкретным ветеранам по списку.

Поделиться
Комментарии