Проанализировав ситуацию, ”Инфопресс” выявил несколько дополнительных вопросов, которые и задал министерству социальных дел. Приводим ответы вице-канцлера соцмина Александра Людвига.

- По словам министра, главная мысль реформы — помочь тем людям с недостатками здоровья, которые ”могут и желают работать”. То есть декларируется стимулирующий характер реформы, её направленность во благо определённой категории людей. В то же время, из слов министра понятно, что при достижении работающим инвалидом (человеком с неполной трудоспособностью) определённого уровня зарплаты ему грозит потеря государственного пособия по нетрудоспособности. Это уже явно не стимулирующее, не поддерживающее, а скорее ограничивающе-карательное начало. Получается — мы приветствуем, чтобы ты, несмотря на свой особый статус в обществе, работал, создавал продукт и платил налоги, но, когда ты будешь это делать, нашей поддержки ты лишишься. Как прокомментируете сочетание в планируемой реформе двух принципов — стимулирующего и ограничивающего?

- В Эстонии, по состоянию на 1 января 2013 года, насчитывается 98062 пенсионера по нетрудоспособности. При продолжении нынешней системы таких пенсионеров к 2020 году станет уже почти 176 тысяч. Почти две трети получающих пенсию по нетрудоспособности сегодня не работают. По данным центра политических исследований ”Праксис”, отношение пенсионеров по нетрудоспособности и жителей в работоспособном возрасте в начале 2011 года в Эстонии было 9,9 процента, что существенно больше, чем в среднем в государствах Организации экономического сотрудничества и развития. Эксперты ”Праксиса” утверждают, что целесообразность системы возмещений по нетрудоспособности вызывает вопросы и организация системы неэффективна, компенсации нетрудоспособности раздроблены между Больничной кассой, Кассой по безработице и Департаментом социального страхования.

Вдобавок людям с недостатками здоровья помогают местные самоуправления. Госконтроль заключил, что система нетрудоспособности не мотивирует утративших трудовые способности людей возвращаться на рынок труда, поскольку им не предлагают реабилитирующих услуг, а государство оценивает нетрудоспособность человека, а не способность делать иную работу или освоить новую должность.

Министр говорил в ”Постимеэс”, что пособие планируется уменьшить, если у человека средняя зарплата. И в Евросоюзе направление таково, что помогать следует, прежде всего, тем, кто в помощи нуждается. Люди с бóльшим доходом нуждаются, скорее, в услугах, поддерживающих работу, и услуги получат и тогда, когда даже не получат пособия.
К сожалению, мы видим, что даже в ситуации, когда у человека есть возможность получать полную зарплату и полную пенсию и работодатель может получить льготу по социальному налогу, работает лишь треть пенсионеров по нетрудоспособности. Цель новой схемы — прежде всего, помочь людям с нарушениями здоровья в нахождении и сохранении работы и через это увеличить их занятость.

Сейчас в Эстонии из пенсионеров по нетрудоспособности зарплату более чем в тысячу евро получают свыше 2200 человек. В новой схеме при частичной трудоспособности им пособие платиться не будет. При уменьшении зарплаты или прекращении работы у них возникнет право на пособие по нетрудоспособности без нового освидетельствования (если предыдущее действует).

- Надо ли понимать фразу ”кто желают работать”, так — кто заявит кассе по безработице ”я хочу работать/продолжать работать”, на тех реформа и распространится, а кто данного желания не выразит, тех оставят в покое и на прежнем пособии (пенсии)? То есть фактор желания самого человека будет решающим в определении его судьбы?

- В будущем больше не станут определять нетрудоспособность по процентам, оцениваться станет лишь работоспособность человека. Варианты решения: человек трудоспособен, человек частично трудоспособен или трудоспособность отсутствует. Те, кто трудоспособны или частично трудоспособны и не работают, должны участвовать в мероприятиях рынка труда, которые предлагает Касса по безработице. Касса сделает каждому план поиска работы, подход будет индивидуальным, учитывающим силы и положение человека.

- Прекращение в перспективе выплаты государственной пенсии (пособия) по нетрудоспособности увязывается с тем, что работающий инвалид станет получать среднеэстонскую зарплату. Критерий достаточно ясный. Но, в то же время, говорится, что пособие будет уменьшаться, когда зарплата работающего инвалида будет уже ”медианной”. То есть появляется и второй критерий для применения ограничения. Поясните, как эти два критерия предполагается применять и что такое ”медианная зарплата”, как она соотносится со средней?

- В случае медианной зарплаты в расчёт берётся и то, сколько людей в действительности получают зарплату некоего размера. Медианная зарплата ниже, чем средняя.
По плану, начиная с некоторого дохода пособие станут уменьшать, и, когда доход достигнет определённого уровня, пособие больше платить не будут. Какими будут эти размеры точно — ещё не решено. Сейчас мы говорим о принципе, следует ли самостоятельно справляющемуся человеку платить ещё государственное пособие. Ясно, что, чем большему кругу лиц мы пособия платим, тем меньшие пособия можем давать.
Принимая в расчёт, что работа должна быть более доходным делом, чем если не работать, по плану, пособие уменьшится в более медленном темпе по сравнению с ростом зарплаты (в соотношении 1:2, например, доход 10 евро, уменьшение — 5 евро).

- Планируется ли в ходе реформы системы пенсий по нетрудоспособности изменять в сторону большей строгости критерии оценки здоровья, по которым компетентные специалисты устанавливают степень утраты трудоспособности, чтобы таким образом ограничить само количество признанных нетрудоспособными?

- Прежде всего, мы станем оценивать силы человека, или смотреть, что человек может делать, а не то, чего не может. Силы будем оценивать не только в контексте той работы, которую человек раньше выполнял, но посмотрим и то, что он потенциально может делать.

- Будет ли проведение реформы системы нетрудоспособности сопровождаться введением каких-то новых налогов — например, страхованием от снижения трудоспособности?

- Остаётся налоговая льгота работодателя. Работодатели получают (уже и сегодня посредством Кассы по безработице) помощь для приспособления рабочего места и приобретения вспомогательных средств, способствующих работе.

Сегодняшняя поддержка от государства такова:

1. Особый случай уплаты социального налога. Государство платит часть социального налога предпринимателю за работника, который получает пенсию по нетрудоспособности на основании закона о государственном пенсионном страховании.

2. Ряд случаев не облагается подоходным налогом. Это — затраты работодателя на лечение расстройств здоровья, полученных работником в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Это — приобретенные работодателем вспомогательные средства для работника, у которого установлена утрата трудоспособности, начиная с 40 процентов, или установлена тяжелая степень недостатка. Это — возмещения со стороны работодателя, которые выплачиваются человеку с недостатками в связи с использованием личного моторного транспортного средства.

3. По закону о трудовом договоре, у людей с особыми потребностями есть право на основной отпуск длительностью 35 календарных дней, здесь применяется оплата из госбюджета.

4. У работающего человека с недостатками есть возможность ходатайствовать о пособии на дополнительное обучение.

5. Пособие человеку с недостатками в случае работы не отбирается. Цель пособия — отчасти возместить дополнительные затраты, обусловленные недостатком здоровья.
Касса по безработице также предлагает ряд услуг. Среди них — приспособление рабочих помещений и средств, бесплатное предоставление в пользование необходимых для рабочего процесса вспомогательных технических средств, работа с опорным лицом, консультации.

- В какую сумму, по оценкам министерства, вообще может обойтись для экономики создание рабочей среды, удобной для трудовой деятельности частично нетрудоспособных людей, инвалидов?

- Обычно считается, что эти расходы большие. Практика других государств показывает, что расходы работодателя для приспособления рабочего места — много меньше ожидаемого. Конечно, надо, чтобы и общая жизненная среда стала комфортной (доступный общественный транспорт, входы в здания и т.п.). От этого выиграют все — в том числе и родители малышей, и пожилые люди.

- Не секрет, что сегодня нетрудоспособность, дающая право получать соответствующую пенсию, порой устанавливается не только для добропорядочных граждан, имевших несчастье заболеть, но и для тех, чья неспособность работать связана с наркоманией или алкоголизмом. Эта категория также будет охвачена реформой (т.е. их тоже будут подталкивать к работе, снижать им пособие по нетрудоспособности и т.п.) или пьяниц и наркоманов оставят в покое: пускай сидят на государственном пособии, всё равно работать не станут? Если их также намерены ”возвращать на рынок труда”, то как, в принципе, это планируется делать, ведь такие работники, мягко говоря, мало какому работодателю нужны?

- Реформа компенсаций по нетрудоспособности отдельно и напрямую такими людьми не занимается, а подходит к утрате трудоспособности, произошедшей по любой причине, одинаково. Просто услуги, в которых эта целевая группа нуждается, специфичны, и ими также занимаются.

Поделиться
Комментарии