Два года назад, когда со дня катастрофы исполнилась четверть века, на здании бывшего Нарвского горвоенкомата, откуда отправлялись в радиоактивную зону резервисты, Нарвский комитет чернобыльцев открыл мемориальную доску. В этом году после собрания членов этой организации пройдет возложение цветов к мемориальной доске, возле нее будет зажжена свеча памяти.

На следующий день после трагической даты ликвидаторы из Нарвы, Силламяэ, Йыхви и Кохтла-Ярве примут участие в дне памяти Чернобыля, который пройдет в Йыхвиском Народном доме. Его организаторы — Общество белорусской культуры Ида-Вирумаа ”БЭЗ” и общество украинской культуры Кохтла-Ярве ”Две кольеры”. Как рассказала организатор Дня памяти руководитель общества ”БЭЗ” Зинаида Клыга, здесь прозвучат воспоминания ликвидаторов, почтят память тех, кого радиация отправила в мир иной, выскажут слова благодарности в адрес ликвидаторов, доживших до 27 годовщины аварии на АЭС.

Руководитель Нарвского комитета чернобыльцев Сергей Непримеров рассказал о том, какие проблемы существуют нынче у ликвидаторов Северо-востока Эстонии.

”Основная проблема у нас одна, и мы попытаемся ее решить в суде 16 мая. Дело в том, что Департамент социального обеспечения Эстонии тем, кто получает в России пенсию, причем, не трудовую, а государственную, отказывает в назначении эстонской пенсии по достижении 58 лет. В России действуют два закона о пенсионном обеспечении. Согласно одному, люди получают так называемую трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста. Второй закон распространяется на федеральных льготников, в число которых входят чернобыльцы”, — пояснил Непримеров.

”Кто участвовал в ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах, те идут на пенсию в 50 лет, 88 — 89 годах — идут в 55 лет. При подписании договора о пенсионном обеспечении между Эстонией и Россией, российская сторона для себя вывела эту категорию людей из договора. Межгосударственный договор касается только трудовых пенсий. Эстонская же сторона этого не признает”, — констатирует он.

Непримеров продолжает: ”Нарвский пенсионный департамент требует справку о том, что мы не получаем российскую пенсию. Российская сторона дала нам справки о том, что мы получаем государственную пенсию, которая не является предметом межгосударственного договора. Эстонская же сторона в лице Департамента соцобеспечения прицепилась к слову ”пенсия”, и каким-то образом увязала закон о репрессированных с этими пенсиями, и отказывает в начислении пенсий ликвидаторам по достижении 58 лет, согласно действующему в Эстонии законодательству. Чтобы создать прецедент, мы взяли одного конкретного человека, который и обратился в суд с исковым заявлением, рассмотрение которого назначено на 16 мая”.

А у врачей Ида-Вируской Центральной больницы Михаила Ижнина и Анатолия Осетрова, которые в 1986 году были направлены в радиоактивную зону, появился новый документ: удостоверение репрессированного. В Эстонии участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приравняли к этой категории льготников, и на них распространяется закон о репрессированных.


Фото Евгения Капова.

Поделиться
Комментарии