Обратить вспять процесс разрушения хряща, увы, нельзя. ”Волшебной пилюли”, которая могла бы его восстановить, просто не существует. Если хрящ разрушен, заново он не ”отрастёт”. А вот шанс притормозить его износ — есть, хотя и здесь многое зависит от организма человека, его образа жизни, наследственности, перенесенных в детстве заболеваний, травм и пр.

Названий много — суть одна

Если в западной медицине все заболевания суставов объединяют под общим названием остеоартрит, то у нас артриты (суставные проблемы воспалительного характера) и артрозы (когда по тем или иным причинам стирается хрящ) — две отдельные группы заболеваний, лечением которых занимаются разные специалисты. Первая инстанция, в которую с жалобой на боль в суставе обращается пациент — семейный врач. Он назначит рентген и проведет дифференциальную диагностику. Анализ на маркеры ревматизма покажет, не носит ли заболевание воспалительный характер. В случае ревматоидного полиартрита пациента направят к ревматологу. Если же речь о деформирующем артрозе — он, в принципе, и не нуждается сразу в лечении ортопеда. Его помощь потребуется на последних стадиях заболевания и при той шкале боли, когда человеку уже ничто не помогает.

Лечение артроза — это лечение боли

Врачи знают, что далеко не всегда уровень боли зависит от степени износа хряща. Просто болевой порог, до которого человек еще терпит, у каждого сугубо индивидуальный.
В зависимости от степени износа хряща и уровня боли семейный врач назначает соответствующее лечение, направленное, прежде всего, на смягчение болевого синдрома. Этому способствуют физиотерапевтические процедуры (магнитотерапия, ультразвук), лечебная физкультура, различные компрессы и приспособления на колени (при гонартрозе).

Уменьшить боль помогают нестероидные противовоспалительные средства (ибупрофен, диклофенак, мовалис, кетопрофен). Но долго использовать их нельзя — из-за серьёзных побочных действий (на печень, желудок, артериальное давление).

Параллельно с противовоспалительными назначаются так называемые хондропротекторы — в виде таблеток или уколов (с основными действующими веществами — хондроитин сульфатом и глюкозамином по отдельности или в комбинации). Их задача — улучшение обмена веществ в хрящевой ткани и торможение процесса её разрушения.

Как показывает практика, в 60% случаев принимавшие их пациенты отмечают улучшение состояния суставов. Хотя, как заметил доктор Луговской, новый хрящ от этих средств уж точно не вырастет, даже если принимать их годами.

В отдельных случаях в качестве однократной акции — при артрите не инфекционного, а ревматоидного характера, при скоплении жидкости в суставе — проводятся внутрисуставные инъекции гормонов (депо-мидрол, кенолог и им подобные препараты). Но ими нельзя злоупотреблять. Устраняя боль и воспаление, эти уколы плохо влияют на обмен веществ в хрящевой ткани и приводят к дальнейшему прогрессированию ее разрушения.

В последнее время пациентам с артрозом часто назначают инъекции гиалуроновой кислоты. При артрозе часть влаги из хряща теряется, гиалуроновая кислота отчасти восполняют эту потерю благодаря свойству удерживать влагу.

Опять же, по мнению доктора Луговского, нельзя сказать, что они способствуют наращиванию хряща. Скорее, уменьшают стресс-нагрузку на поврежденный хрящ. Гелеобразная масса заполняет хрящевые трещинки и неровности и тем самым увеличивает устойчивость хряща к нагрузкам.

Не спешить, но и не запускать

Все упомянутые варианты лечения направлены на уменьшение боли. Но начавшийся однажды процесс разрушения хряща вряд ли можно совсем остановить. И когда процесс износа хряща достигает 3-4 стадии, присоединяется тугоподвижность сустава. Так, на последних стадиях артроза тазобедренного сустава люди не могут даже наклониться и завязать шнурки.

Безусловно, у разных людей артроз развивается по-разному. И далеко не всегда все заканчивается операцией протезирования. Ведь на деле случаев заболеваний артрозом гораздо больше, чем ставится протезов.

Но если все же операции не избежать? Почему важно, например, при артрозе коленного сустава оттянуть операцию? Потому что искусственный сустав, как и свой, не вечен. Срок его службы, как правило, где-то 20 лет. А если человеку 40-50, то в дальнейшем ему предстоит еще хотя бы раз его сменить. Но каждая последующая операция — серьезное испытание и для пациента, и для хирурга.

Если же процесс еще не зашел слишком далеко, деформация сустава только началась, тем более нельзя делать операцию — кость еще слишком мягкая. Поэтому задача лечения — облегчить страдания, уменьшить боль. Идеальный выход — не искусственный сустав, а сохранение своего как можно дольше. Но и здесь есть ”подводные камни”. При сильной деформации происходит ослабление связочного аппарата и разбалтывание коленного сустава, усиливается тугоподвижность тазобедренного. Любой артроз в последней стадии сопровождается серьезным нарушением подвижности. Стоит упустить момент — и вернуть ее суставу будет невозможно. Иными словами, требуется ”золотая середина” — не спешить, но и не запускать. Определить это может только специалист, поэтому пациенту с артрозом, особенно на последних его стадиях, когда от хряща уже почти ничего не осталось, важно быть в постоянном контакте с лечащим врачом.

По статистике, примерно 20% населения подвержено артрозу. В год у нас ставится около 3 тысяч протезов. Как правило, пациенты вынуждены ждать своей очереди от года до трех лет.

Поделиться
Комментарии